[<10>] ====== Толкование на Ис. 50:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды** См. Толкование на [[old:is:50:01#svt_ioann_zlatoust|Ис. 50:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 2–3 **Что яко приидох, и не бяше человека? Звах, и не бе послушающаго? еда не может рука Моя избавити **(или** не могу изъяти**)**? Cе, запрещением Моим опустошу море и положу реки пусты, и изсхнут рыбы их не сущей воде и умрут жаждею: облеку небо во тму и положу аки вретище одежду его** Ясно высказав, что чада Сиона, то есть потомки Израиля, самый Сион, очевидно земной Иерусалим, проданы своими собственными грехами и отторжены от свойства с Ним, теперь подвергает порицанию и обвинению крайнее неразумие их и вместе невежество. Это потому, что когда жителям земли воссиял с плотью Единородный и явился в образе подобном нам, они, нечестиво предав забвению закон и пророков, пребыли жестокими, упорными и страждущими неудержимою необузданностью: не желали они познать Искупителя и Подателя спасения, Который оправдывает нечестивого и может освободить от всякой вины одержимых немощами человеческими. Итак, "**приидох**", говорит, то есть Я вочеловечился и явился Израильтянам, "**и не бяше человека**" среди них, очевидно разумного и могущего познать время искупления. "**Звах, и не бе послушающаго**", ибо как сам опять пророк Исаия инде говорит от лица Спасителя всех нас Христа: "//явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне, рекох: се, есмь: языку, иже не призваша имене Моего: прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющим//" [[old:is:65:01|(Ис. 65:1]], [[old:is:65:02|2)]]. И в Евангельских Писаниях мы часто найдем Господа призывающим Иудеев к вере: "//приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы//" [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28)]]. Также в другом месте: "//ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный//" [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. И являя веру по истине плодотворным для них и полезным делом, говорит: "//аминь глаголю вам: веруяй в Мя имать живот вечный//". [[new:in:06:47|(Ин.6:47)]]. Весьма много и других изречений, имеющих такое же значение, мог бы собрать кто-либо, если бы пожелал говорить пространно. Итак, "**звах**", говорит, "**и не бе послушающаго**". Но впадшие в столь великое безрассудство, имеющие жестокое и грубое сердце, быть может скажут, что Моя рука не может избавити поднебесную. В таком случае они рассуждают совсем не истинно; ибо слово, как Я сказал, хотя и будучи Богом, явилось в образе нам подобном и вочеловечилось, претерпев рождение по плоти от жены. Разумеющие это и не неувядающие божественные тайны Его знают, что сущий по естеству Бог может все и был довлеющим для искупления поднебесной. Неверующие же и незнающие приступали к Нему, как обыкновенному человеку, так что даже нападали на него и говорили: "//о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога//" [[new:in:10:33|(Ин. 10:33)]]. Таковым свойственно думать и говорить, что рука Его бессильна оказать помощь живущим на земле и избавить побежденных диаволом и грехом. Но если станете рассуждать об этом, то примите во внимание нечто более лучшее, именно то, что Я не просто подобный вам человек, но Бог, по домостроительству явившийся в образе подобном вам, дабы изъять вас от смерти и греха. Сам Я, говорящий, некогда совершил чудеса чрез Моисея и неизреченною силою разделил море, т. е. Чермное. Воды стали как стена и прошли освобожденные и свергшие иго египетского рабства. "**Опустошу море**" говорит здесь вместо: явил Я оное сухим. "**Положу**" и "**реки пусты**": положу опять должно разуметь в смысле: Я положил, ибо остановил Иордан и явил его лишенным воды, когда Иисус (Навин) переводил Израиля и вводил в землю обетования. Если же говорит, что "**изсхнут**" находящиеся в воде "**рыбы**", то разумей, что это употреблено для указания на совершенное осушение Иордана. Об этом, столь славном и великом, чуде упоминает и божественный Давид, говоря в одном месте: "//что ти есть море, яко побегло еси и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять//"? [[old:ps:113:05|(Пс. 113:5)]] И опять в другом: "//видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны//", "//множество шума вод//" [[old:ps:076:17|(Пс. 76:17]], [[old:ps:076:18|18)]]. Об Иордане также говорит следующее: "//Ты изсушил еси реки Ифамския//" [[old:ps:073:15|(Пс.73:15)]], то есть находящиеся на юге. Напоминаем и другие чудеса. И говорит: "**облеку небо во тму и положу аки вретище одежду его**". Облеку опять надо разуметь в смысле: Я облек. Вспомним и о премудром Моисее, написавшем, что тридневный и глубокий мрак распростирался над страною египетскою, а между тем он не причинил никакого вреда сынам Израиля, ибо был у них и день и свет: удивительно и сие и выше всякого слова. Итак, если Я, говорит, явился во плоти,-Тот Самый, Который некогда море опустошил ("**опустошу море**") или соделал сухим, совершил сие и с реками, облек только это превеликое небо и самым опытом явно показал, что Я – Владыка всяческих и ничего нет недоступного Моим силам: то как не заслуживает подвергнуться осмеянию, лучше же-обвинению в нечестии, всякий, кто решится мыслить и говорить: "**еда не может рука моя избавити**"? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2-3 **Разве стала короткою и малою рука Моя, так что не может **(вульгата: не могу)** искупить, или нет силы во Мне для избавления? Вот прещением Моим Я сделаю море пустым, изсушу реки: рыбы будут гнить без воды, умирать от жажды. Я облеку небеса мраком и вретище сделаю покровом их** Против тех, кои думали, что Господь не мог освободить народ Свой из плена, представляет доказательство и многочисленные примеры: что кто сделал Чермное море удобопроходимым для народа Своего [[old:ish:14:start|(Исх. 14)]], изсушил воды Иордана и, по изсушении рек в Египте, сделал рыб сгнившими [[old:ish:07:start|(Исх. 7)]] и кто совершил то, что в течение трех дней была густая тьма и небо казалось покрытым как бы вретищем и тьмою: тот, конечно, мог и избавить народ Свой от опасности, или, так как выше сказал: //Я пришел, и не было человека, Я звал, и никто не слушал//, то мы можем сказать, что кто был совершителем таких знамений и кто делает небо, и земли и море служащими Его воле, тот мог также избежать креста, как он говорит в Евангелии: //или мнится вам, яко не могу умолити Отца Моего, и представит Ми вящше дванадесяте легеона ангел// [[new:mf:26:53|(Мф. 26:53)]]. В иносказательном смысле, море делается по прещению Господню пустым тогда, когда изсушается вся горечь мира сего и оставляются реки, о которых духовный дракон говорил в Египте: //реки моя суть, и аз сотворих я// [[old:iez:29:02|(Иез. 29:2)]] и о которых в другом месте мы читаем: //что тебе и пути ассирискому, да пиеши воду речную// [[old:ier:02:18|(Иер. 2:18)]]. Также согнивают, после закидывания невода в море, те рыбы, которые отделяются от хороших рыб. В следующем же далее: **Я облеку небо мраком и как бы вретище сделаю покровом его**, под небом мы можем понимать или все то, что находится над нами, подобно тому как птицы, летающие по воздуху, называются небесными, и о противных силах, находящихся между небом и землею, говорится, что они — небесные. Или небо облекается мраком, когда оно закрывается облаками, согласно с оным написанным: //одевающему небо облака, уготовляющему земли дождь// [[old:ps:146:08|(Пс. 146:8)]]. И угрожая засухою, Бог говорит: //будет небо медяно и земля железна// [[old:vtor:28:33|(Втор. 28:33)]], — не в том смысле, что изменится природа стихий, а потому, что чрез медь и железо указывается на тяжесть наказаний. Философы утверждают, что облака возвышаются над землею не более, как на десять стадий, и скрывают блеск солнца. Следовательно не небо закрывается вретищем, но, по заграждении небесного светила, воздух, который находится ниже его, затмевается темнотою облака. Мы можем небеса, покрытые мраком и закрытые вретищем, и таким образом объяснить, если скажем, что все находятся под грехом и что также святые нуждаются в милосердии Божием. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды** //Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал?// Если бы Господь дал разводное письмо Израилю, то Он бы все же нес известную часть ответственности за происшедший разрыв. В действительности же, Он нисколько не сочувствовал и не содействовал такому разрыву, но, наоборот, заботился об его упрочнении и силе, хотя и не встречал соответствующего отклика с другой стороны. //Вот прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды//. Этими словами дается довольно прозрачный намек на факты Божественного посещения Израиля, т. е. оказания ему помощи и заступления, как, напр., при переходе евреев чрез Чермное море [[old:ish:14:start|(Исх. 14)]], или при разделении вод Иордана во времена Иисуса Навина [[old:nav:03:start|(Нав. 3)]] или при обращении воды в кровь во время египетских казней [[old:ish:07:20|(Исх. 7:20-21)]]. Но Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных от Господа, не уразумел даже в день торжественного входа в него Господа того, что служило к его спасению и миру, как засвидетельствовал это Сам Иисус Христос [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37)]]. См. также Толкование на [[old:is:50:01#lopuxin_ap|Ис. 50:1]] //**Толковая Библия.**// [<10>]