[<10>] ====== Толкование на Ис. 50:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кто в вас бояйся Господа? да послушает гласа отрока Его. Ходящии во тме, и несть им света, надейтеся на имя Господне и утвердитеся о Бозе** **«Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?»** Свойство боящихся Бога слушать пророков, как и Христос говорил: //«Слушающий вас Меня слушает»// [[new:lk:10:16|(Лк.10:16)]]. Это – велико и удивительно. **«Кто ходит во мраке, без света»**, по причине, говорит, неведения и неправых дел, о чем говорил и Соломон: //«Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся»// [[old:pr:04:19|(Притч.4:19)]]; //«Стезя праведных – как светило лучезарное»// [[old:pr:04:18|(Притч.4:18)]]. Почему пророк прибавляет: **"без света"**? Ясно, что те, которые ходят во тьме, не находятся во свете. Однако, иногда может быть виден свет ходящим и во тьме, если кто зажжет свет, лампаду или факел. Но они, ходя во тьме, не имеют никакого света, для того, чтобы отогнать тьму. И пророк сказал не только, что они не отгонят тьму, но что они никогда не сделают этого: угрызение совести может омрачить свет сердца. **«Да уповает на имя Господа»**. Симмах и Феодотион говорят: //«будьте уверены»//. **«И да утверждается в Боге своем»**: велика помощь у того, кто надеется на Бога. Каким же образом возможно кому-либо надеяться и полагаться на имя Господне, когда существует столько препятствий? Устраняя всякие препятствия, мы будем надеется только на Него. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Кто в вас бояйся Господа? да послушает гласа отрока Его. Ходящии во тме, и несть им света, надейтеся на имя Господне и утвердитеся о Бозе** Сказав: яко одежда обетщаете, тем, которые избрали бесполезный труд и предпочли услаждаться неистовыми деяниями против Него (ибо говорит: се вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы) наконец обращает свое человеколюбие к добрым и показывает им стезю спасения, так как очень многие из израильтян уверовали, о чем ясно повествуется в книге Деяний Апостольских. Спасен останок, которого как бы некоторыми начатками и первыми плодами были божественные ученики. Посему тем, кои были более расположены к вере, предлагает свою милость, говоря: **кто в вас бояйся Господа? да послушает гласа отрока его**. Называя Себя отроком Божиим, дает уразуметь, что Он, и соделавшись человеком, есть истинный Сын Бога и Отца. И слышание гласа Его не было преступлением закона, но утверждением закона, предначертавшего, чрез образ и тень истину, которая есть Христос и Его глаголы. Посему-то и премудрый Павел пишет в послании и говорит: "//закон ли убо разоряем верою? да небудет: но закон утверждаем//" [[new:rim:03:31|(Рим. 3:31)]], ибо написано, что "//праведный//" мой "//от веры жив будет//" [[new:rim:01:17|(Рим. 1:17)]]. И концем закона и пророков была тайна Христова, оправдывающая верою нечестивого и освобождающая от вины тех, которые преданы были своим порокам! Итак слышание гласа Его, очевидно Христа, то есть приятие евангельской и спасительной проповеди было утверждением закона. А что Богу и Отцу благоугодно, чтобы живущие на земле повиновались гласу Сына Его, это людям разумным могут показать евангельские писания. Христос преобразился на горе, лицо Его просияло как солнце и одежды Его сделались белые как свет. Явились Моисей и Илия, беседующие между собою; потом был глас Бога и Отца, вещающего святым апостолам и говорящего: "//Сей есть Сын Мой возлюбленный//", "//Того послушайте//" [[new:mf:17:02|(Мф. 17:2]][[new:mf:17:05|-5)]]. Итак, говорит, если есть кто, имеющий страх Божий в душе и как сокровище некое сокрывший его в себе, тот да послушает гласа Отрока Его. А это, как я сказал, есть евангельская и божественная проповедь, призывающая к искуплению чрез веру во Христа, и к святой жизни, много превосходящей жизнь в законе: ибо одна была, как я сказал, в сенях, другая имеет светлую и очевидную истину. Искуснейшие врачи к сильно действующим лекарствам иногда примешивают смягчающие, чтоб уменьшить сильную и весьма жестокую боль. Так и теперь мы находим Господа нашего Иисуса Христа совершающим нечто подобное. Он обличает как бы ходящих во тьме и как бы погруженных во мрак, всецело лишенных света, очевидно божественного и духовного, и не делающих даже шага к тому, что может содействовать их спасеню, или приносить им пользу, а напротив, устремляющихся к тому, что весьма легко может низринуть их в бездну погибели. И подлинно, пребывающим во тьме нет никакой возможности ходить прямым путем; ибо хотя бы оказалась на их пути яма, они низвергаются в нее, и если бы разбросаны были камни, спотыкаются на них, будучи ничем не оберегаемы. Итак к вам, говорит, ходящим во тьме и· безрассудно не идущим к свету Моему, обращаюсь с своими наставлениями. Надетейся на имя Господне, и утвердитеся о Боге.Поелику народ Иудейский, видя Единородное слово Бога в образе, подобном нашему, то есть, ставшее человеком, не уразумел, по великому скудоумию своему, таинства касательно Его, но безрассудно оскорблял Его нередко хульными словами, называя Его то самарянином, то винопийцею, а иногда вследствие суетной ревности воспламенялся даже гневом против Него (ибо говорили: "//о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, яко ты человек сый, твориши себе Бога//" [[new:in:10:33|(Ин. 10:33)]]: то необходимо было, как я уже сказал, чтобы, соделавшись человеком, он показал им превосходную и божественную славу и силу Свою и отвлек некоторых из них от низких помышлений о Нем, говоря: надейтеся на имя Господне и утвердитеся о Боге. Итак, Он весьма ясно называет Себя Господом и Богом, отвлекая их, как я сказал, от желания думать и говорить о Нем что-либо низкое и презрительное. Напротив, Он слава для тех, которые прияли веру в Него, чтоб надеяться на Него и иметь Его жезлом н опорою: ибо все употребляет для их блага. И этому, думаю, научает божественный Псалмопевец, говоря к Отцу всех и Богу: "//жезл и палица твоя та мя утешиста//" [[old:ps:022:04|(Пс. 22:4)]]; так как человеческий ум удобопреклонен к делам мира сего и сильно расположен к постыдным удовольствиям и плотоугодию, почему всегда имеет нужду в Спасителе и подателе ему спасительной руки, так что получившие от Него помощь говорят: "//и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя//" [[old:ps:039:03|(Пс. 39:3)]]. А что ум иудеев был погружен во тьму и мрак, это можно видеть из Священного писания. Так Премудрый Павел говорит: "//бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы//" [[new:2kor:04:04|(2 Кор. 4:4)]]. И божественный пророк Исаия о потомках Израиля говорит так: "//ждущим им света, бысть им тма, ждуще зари во мраце ходиша//" [[old:is:59:09|(Ис. 59:9)]]. И Сам Христос призывал их к свету говоря: "//аз есмь свет миру: ходяй по мне, не имать ходити во тме, но имать свет животньй//" [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. Итак несомненно и истинно то, что не пожелавшим следовать за Ним непременно будет предстоять необходимость ходить как в ночи и во тьме. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кто из вас боится Господа, слушается гласа раба Его? Кто ходит во мраке и не имеет света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем** Вы бичевали Меня, заплевывали Меня; однако Я призываю своих преследователей к покаянию. Ибо Я не хочу смерти грешного народа, а чтобы только он обратился и жив был [[old:iez:33:start|(Иез. 33)]], и говорю: кто среди вас **боится Господа и слушается** голоса Раба или Отрока, то есть Сына Его, из коих одно свойственно воспринятой плоти, а другое природе. И мы не должны считать маловажным страх Господень, по оному, что говорится в Притчах: //начало премудрости страх Господень// [[old:pr:09:10|(Притч. 9:10)]]. Совершенная же любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. А кто боится, тот не имеет совершенной любви. Но здесь //страх// принимается в смысле //боязливости// и// ευλαβεια (опасения)//, о котором и в другом месте читаем: "блажен, кто всего боится", то есть вследствие ευλαβεια //опасения//, коих обыкновенно называют богобоязненными. Ибо Господь охраняет путь их и оберегает стезю богобоязненных. Об этом страхе написано: "//страх Господень все превосходит//" [[old:prsir:25:14|(Сир. 25:14)]], и в другом месте: //несть лишения боящимся Его// [[old:ps:033:10|(Пс. 33:10)]]. Только после многих ступеней добродетелей достигают до такого рода страха Господня. Ибо слово божественное говорит от лица учителя и отца, дающего наставление ученику и сыну: //аще премудрость призовеши и разуму даси глас твой и аще взыщеши ея, аки сребра и якоже сокровища испитаеши ю: тогда уразумееши страх Господень и познание Божие обрящеши// [[old:pr:02:03|(Притч. 2:3-4)]]. Это есть тот страх, который соблюдает невинными, целомудренными и чистыми души святых, о котором говорится: //страх Господень чист пребывает в век века// [[old:ps:018:10|(Пс. 18:10)]]. К нему увещавают нас божественные изречения: //убойтеся// Господа// и дадите Ему славу// [[new:otkr:14:07|(Откр. 14:7)]]. Итак, кто так боится Господа, тот пусть слушается голоса раба или отрока Его, который ходил во тьме и не имел света, который не имел ни вида, ни славы, но в подобии плоти греховной принял образ раба, чтобы победить грех во плоти. О нем говорится, что он уповает на имя Господа и утверждается на Боге своем, чтобы все человеческое и бренное укрепить и поддержать божественным величием. Это—по еврейскому тексту. По Семидесяти же говорится о грешниках, которые не захотели повиноваться голосу сына Его, и ходят во тьме заблуждения, и посему не имеют света. Ибо не может быть, чтобы в развращенную душу проникла мудрость. Они не познали и не уразумели, и поэтому ходят во тьме. Ибо они не исполняли дел и заповедей Господних и не сеяли у себя правду и не делали сбора с виноградной лозы, чтобы зажечь у себя свет знания. Ибо кто желает мудрости, тот пусть соблюдает заповеди, и Господь дает ее ему. Поэтому и к Богу говорится: «//заповеди Твои свет//» [[old:pr:06:start|(Притч. 6)]], и в другом месте: //заповедь Господня свет просвещающая очи// [[old:ps:018:09|(Пс. 18:9)]]. И заповедуется нечестивым, чтобы уповали на Господа и, оставив грехи, утверждались и опирались на помощь Его. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, - идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете** Два последних стиха образуют естественное заключение речи, причем первый преподает ободрение и вместе призыв "послушавшим" гласа Мессии, а второй - возвещает тяжелую участь противящимся Ему. //Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?...// LXX последний глагол, вместо изъявительной формы, перевели в повелительной: "да пoслушается", что, ввиду последующего контекста, будет, по-видимому, правильнее выражать мысль пророка. Здесь, таким образом, делается призыв ко всем боящимся Господа и стремящимся выйти из мрака к свету, чтобы они не упорствовали признать и Посланника Божия за истинного Мессию, в Котором сосредоточено исполнение закона и пророков[[new:mf:05:17| (Мф. 5:17)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]