[<10>] ====== Толкование на Ис. 50:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Се, вси вы огнь раждизаете укрепляете пламень: ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте. Мене ради быша сия вам, в печали успнете** **«Вот, все вы, которые возжигаете огонь»**. Акила говорит: //«огонь разжигаете»//. **«Возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами!»**. Совершающие грехи возжигают огонь, но они всегда пребывают во мраке и никогда – во свете. Этого рода огонь не имеет света, но только горит и пожирает. Такова именно природа этого огня. Если вы желаете огня, то берите тот, при свете которого вы можете ходить, а не тот, который опаляет, не давая света. **«Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете»**. Акила говорит: //«в нужде»//. Симмах: //«в скорбях»//. Что ты говоришь? Конечно, говорит, так как и Иеремия говорит то же самое: //«в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена»// [[old:ier:12:11|(Иер.12:11)]]. Не напрасно Он мстил людям, но потому, что они презрели и пренебрегли Его слова. **«В мучении умрете»**, т.е. даже и сон не будет у вас приятным. Подобно этому, выше говорит: **«ходит во мраке, без света»**, показывая, что в их делах нет света. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Се, вси вы огнь раждизаете укрепляете пламень: ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте. Мене ради быша сия вам, в печали успнете** Показывает им и нечто другое, что легко могло расположить их к правильному образу мыслей: ибо напоминание о наказаниях, посредством полного страха, делает даже не послушный и упорный ум как бы восприимчивым и покорным. Посему и говорит, что усиливающие пламень возжигают огонь против себя самих; так как оскорбляющие Его продолжительным неповиновением и желающие иметь непокорное Ему сердце возжигают против самих себя неугасимый пламень, очевидно, наказания. Подобную изъясняемым словам мысль содержит и сказанное самим Спасителем всех нас Христом: "//веруяй//" в Сына "//не будет осуждет: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Сына Божия//" [[new:in:03:18|(Ин. 3:18)]]; ибо что иное означает «быть осуждену», как не тоже, что впасть в пламень и в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его? Присовокупивши же еще: **укрепляете пламень**, старается напомнить нечто ужасное и справедливое. Как подкладывающие в огонь вещества, могущие гореть, усиливают оный, потому что пламень свирепствует при множестве таких веществ и ослабевает при недостатке в них: так и Иудеи возжгли огонь против себя, избив пророков и камением побив посланных к ним. Усилили же пламень свой, присоединив к прежним преступлениям неистовства против Христа, ибо причислили к рабам Сына и, сколько зависело от них, убили Начальника жизни, хотя Он как Бог и жизнь и воскрес из мертвых. И поелику они, привязавшись к теням закона, не приняли научения чрез Христа, то их, как воображающих иметь свет от закона, на самом же деле не имеющих, вполне заслуженно лишает общения с Ним, говоря: **ходите светом огня вашего и пламенем, его же разжегосте**; ибо у них не было света, но их мечта, что они знают закон, и их нежелание принять учение Христа были причиною огня и пламени для них. А что они подверглись наказанию за неистовство против Христа и умрут во грехах своих, это делает ясным, присовокупив: мене ради быша сия вам, в печали успнете.Что же это? Их страна опустошена, злые зле погибли, святый город взят и впал в руки врагов, сожжен был даже и самый храм, а они умерли и притом в печали; ибо, умиряя не очистившись и не удостоившись получить искупления чрез Христа, они должны почивать не с упованием на награды и не в духовной радости, но в страхе наказаний и ряди них в печали. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вот все вы, возжигающие огонь, препоясанные пламенем, ходите в свете огня вашего и в пламени, возжженном вами; от руки Моей это было вам, с страданиями уснет** Нисколько не помогает увещание, и после преступлений нет надежды на спасение. Все уклонились, все сделались непотребными [[old:ps:013:start|(Пс. 13)]]; все возжигают себе огонь и усиливают пламя. Ибо все имеют в себе сено, дрова, солому, терния и волчцы и плевелы, которые будут преданы вечному огню. Поэтому и в Притчах написано: //во мнозех древех растет огнь// [[old:pr:27:20|(Притч. 27:20)]]. Коли же малый огонь охватывает много вещества, то сколько опустошит большое пламя? Также в послании, признаваемом за послание к Евреям, говорится о земле, которая, производя терния и волчцы, негодна и близка к проклятию, а концем его служит сожжение [[new:evr:06:08|(Евр. 6:8)]]. Итак те кои препоясаны и окружены пламенем и усиливают огонь у себя, призываются к спасению, и говорится ими: **ходите во свете огня вашего и в пламени, возжженном вами**, чтобы чрез кары и наказания вы познали силу Божию и возвратились к спасению. Означает же это опустошение иудейского народа, чрез которое они были преданы римлянам и несут иго рабства доселе. Ибо все это было от руки Христовой и с печалию и страданиями будут засыпать, потому что ни чрез благодеяния, ни чрез мучения они не хотели принять Сына Божия. Поэтому говорит им: //идите во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом Его// [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. Это тоже, что и апостол говорит: //постиже же на них гнев до конца// [[new:1sol:02:16|(1 Фес. 2:16)]]. Этим отделом мы научаемся, что каждый, смотря по качеству греха, возжигает себе огонь и как из находящихся на одном и том же месте и, если можно так сказать, на ложе, одни бывают здоровыми, а другие подвергаются лихорадочному жару, по различию мокрот и слизи испытывая различные мучения: так огонь, возжигаемый грешниками, имеет материал в грехах и в беззаконии, о котором написано: //разгорится яко огнь беззаконие и яко троскот сухий полдень будет огнем// [[old:is:09:18|(Ис. 9:18)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, - идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете** //Вот, все вы, которые возжигаете огонь... идите в пламень огня вашего...// Настоящий стих как бы развивает мысль 9-го стиха - о гибели всех врагов Мессии. Они сами своими заблуждениями, пороками и прямой враждой приготовили себе тот ужасный костер, на котором и найдут свою окончательную погибель. Историческое исполнение данного пророчества можно видеть в трагическом повествовании о последних днях Иерусалима (Иосиф Флавий "О войне иудейской"). //Это будет от руки Моей; в мучении умрете.// Т. е. за ваши беззакония Бог допустит вам принять ужасные мучения, как об этом говорит и другой пророк:// "ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки"// [[old:ier:17:04|(Иер. 17:4)]]. Основываясь на контексте и сравнении параллелей ([[old:is:49:02|Ис. 49:2]], [[old:is:49:06|6]], [[old:is:49:08|8]] и др.), мы должны этот суровый приговор приписывать также Мессии. Хотя это, по-видимому, и не отвечает образу кроткого, смиренного и любвеобильного Отрока Господня, но не надо забывать, что, кроме этих, преобладающих черт, в образе Мессии существовали и другие, рисующие Его, как Праведного Судию и нелицеприятного Мздовоздаятеля [[new:in:05:22|(Ин. 5:22]], [[new:in:05:30|30]]; [[new:mf:25:start|Мф. 25)]]. Некоторые комментаторы (напр., The pulp. Commentary) находят, что 50-ая глава не имеет связи с предыдущим повествованием и является кратким фрагментом из какого-то утраченного произведения, который составители кн. пророка Исаии сочли нужным сохранить для потомства и включить в эту книгу. Но более внимательный и серьезный анализ этой главы с очевидностью показывает как тесное родство ее с предыдущими мессианскими отделами (42 и 49 гл.), так и ее вводный характер по отношению к важным последующим главам (52-53 гл.). Немало споров в экзегетической литературе вызвал также вопрос о субъекте предсказания данной главы, т. е. о том, к кому относятся заключающиеся здесь предсказания. Мы уже видели, что большинство раввинистических и рационалистических комментаторов субъектом предсказания считает самого пророка (см. комм. на 4 г.). Другие (Paulus Seinecke) - относят его не к индивидуальному лицу, а к коллективному, разумея под ним лучшую часть страждущей еврейской нации. Против такого своеобразного взгляда говорит прямой смысл текста, аналогия его с другими ветхозаветными параллелями и особенно - поразительное совпадение его с евангельскими повествованиями; на все это мы своевременно указывали при самом толковании текста. Здесь, в добавление к сказанному, считаем нужным присоединить, что мессианский смысл данной главы признавала еще глубокая христианская древность. Так, святой Иустин мученик в своей "Апологии" 6 ст. 50-ой гл. считает яснейшим пророчеством о страданиях Иисуса Христа. Тертуллиан в IV кн. против Маркиона 6 ст. 50-ой гл. ставит наравне с мессианскими псалмами (2, 21) и 53 гл. Исаии, относя все это к страданиям Спасителя. Точно так же поступают святой Ириней Лионский, блаженный Иероним, святой Киприан и др. Наконец, христологическое достоинство данного пророчества признают и многие из средневековых и новейших экзегетов (Корнелий а Ляпид, Калмени, Аллиоли, Павлюс, Генгетенберг, Дилльманн, Орелли и др. См. подробнее в диссертации И. Григорьева "Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве" 175-178). На этом основании Святая Церковь предлагает пророчество данной главы в качестве паремийного чтения в Пятницу страстной седмицы за третьим часом ([[old:is:50:04|Ис. 50:4-11]] ст.). См. также Толкование на [[old:is:50:10|Ис. 50:10]] //**Толковая Библия.**// [<10>]