[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Приближается скоро правда Моя, и изыдет яко свет спасение Мое, и на мышцу Мою языцы надеятися будут: Мене острови ожидати и на мышцу Мою уповати будут** Он говорит о Своей праведности, которою Он пользуется как здесь, так и там. **«Правда Моя близка»**, т.е. //"Мой суд",// но не милосердие. **«Спасение Мое восходит»**: что иное означает это выражение, как не – явно и внезапно? **«Мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою»**. Симмах говорит: //«и Мои мышцы будут судить народы»//. А прочие говорят: //«язычников»//. Во всех этих выражениях одно и то же значение. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Приближается скоро правда Моя, и изыдет яко свет спасение Мое, и на мышцу Мою языцы надеятися будут: Мене острови ожидати и на мышцу Мою уповати будут** Не допускает среди несправедливостей ослабеть ревности званных и не говорит, что исполнение надежды будет в далеком будущем; напротив показывает, что исполнение обетования как бы бежит в след за самыми словами, о чем сказано устами Аввакума или самим Богом: еще мало, еще мало, "//идый приидет, и не умедлит//" [[old:avm:02:03|(Авм. 2:3)]]; ибо надежда на блага, вызывая жажду в ожидающих исполнения их, ослабевает от промедления. Посему и говорит, что приближается его правда. И если мы пожелаем относить эти слова к Богу и Отцу; то можем сказать, что правдою Своею Он называет Сына: ибо мы оправдались в Нем, "//не от дел праведных ихже сотворихом мы, но по//" великой "//Его милости//" [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5)]],- и в мир сей Он пришел не для того, чтоб судить его, но чтоб он спасен был чрез Него. А спасен мир не иначе, как чрез многое милосердие Его; ибо сказал: "//Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя//", "//и не помяну//" [[old:is:43:25|(Ис. 43:25)]]. "//И ты, Израилю, не забывай мене. Се бо отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя//" [[old:is:44:21|(Ис. 44:21]][[old:is:44:22|-22)]]. И Давид воспевает и говорит к Нему: благоволил еси Господи землю твою, возвратил еси плен Иаковль. "//Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их//" [[old:ps:084:02|(Пс. 84:2]][[old:ps:084:03|-3)]]. Итак в правде Бога и Отца, то есть во Христе мы спасены и освящены и омыты от греховных скверн. Если же ко Христу относить слова: **приближается скоро правда Моя**; то под правдою ты должен разуметь не иное что, как или благодать, оправдывающую чрез Него, или же евангельскую и небесную проповедь, чрез которую мы познали путь угодной Ему правды и приведены ко всем наилучшим подвигам, согласно сказанному в псалмах: "//светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим//" [[old:ps:118:105|(Пс. 118:105)]]. Правду, кроме того, называет спасительною, и вполне справедливо; ибо она избавляет нас от всякого зла и, освобождая от уз смерти, приводит нас к бесконечной жизни. Обещает и нечто другое, ибо говорит: **и на мышцу Мою языцы надеятися будут** и утверждает, что и острова ожидают его. Некогда множество язычников находилось в несокрушимых узах, в узах, говорю, греха, и, подчиненное жестокой власти дракона вселукавого и начальника всякого зла, находилось в плену и среди крайних бедствий оставалось совершенно беспомощным: не было никого, кто бы мог освободить от столь горького и неизбежного бедствия,-не было того, кто бы сокрушил ярмо жестокой власти; но терпели, как я сказал, участь военнопленных, не имели никакой надежды на жизнь и были лишены всякого доброго дела; ибо совершенно не зная истинного и по естеству Господа, они "//упования не имуще и безбожни//" проводили жизнь "//в мире//", по слову блаженного Павла [[new:ef:02:12|(Еф. 2:12)]]. Но те, которые некогда были немощны и как бы повержены на землю, емшись за Мою **мышцу**, приобретут неожиданную надежду на спасение. Мышцею же Отца Священное Писание повсюду называет Сына; ибо Он-есть сила Его. Но если бы кто пожелал разуметь //мышцу// самого Сына, в коем заключается надежда народов, призванных ко спасению, тот пусть умопредставляет боголепную и превосходную Его силу, которою Он, сокрушив сатану и миродержителей века сего, спас язычников. Так Сам Он сказал: "//Или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда//" "//расхитит//" "//сосуды его//" [[new:mf:12:29|(Мф. 12:29)]]? И Давид сказал: "//Ты смирил, еси, яко язвена, гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя//" [[old:ps:088:11|(Пс. 88:11)]]. Итак Христос соделался надеждою и путем спасения не для одних Израильтян, но и для всех народов: Его и **острови ожидати** будут. Островами, как я думаю, называет церкви из язычников, которые находясь как бы среди моря и как волнами поражаемые ударами событий, приобретают чрез терпение венец славы, ибо "//терпение//" соделывает "//искусство, искусство же упование: упование же не посрамит//" [[new:rim:05:04|(Рим. 5:4]][[new:rim:05:05|-5)]]. Посему изречение: ожидать Бога не иное что может означать, как благоугождать Ему постоянством и терпением и за это удостаиваться от Него любви и попечения, как написано: "//терпя потерпех Господа, и внят ми//" [[old:ps:039:02|(Пс. 39:2)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою** См. Толкование на [[old:is:51:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 51:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою** //Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы...// По свойству образной еврейской речи, изобилующей параллелизмом, все три стоящих здесь образа относятся к одному и тому же предмету, именно к тому самому, какое в предыдущем стихе обозначено, как новый "суд" и "всемирный свет", т. е. к евангельскому учению и закону. Здесь оно рассматривается и определяется с трех сторон: то, как "правда" - высший критерий Божественного Правосудия и источник оправдания человека пред Богом; то - как "спасение" - туне подаваемое нам, ради крестных заслуг Спасителя мира; то - наконец, как крепкая "мышца" Господня, т. е. как тот оселок, или камень, на котором будет испытываться религиозно-нравственная настроенность человечества и который для одних послужит камнем спасения и оправдания, для других же явится камнем претыкания и соблазна [[new:lk:02:34|(Лк. 2:34)]]. Так как пророческие видения не стеснены пределами нашей земной перспективы, то нисколько не удивительно, что о событии, отстоящем не менее 5-7 веков, пророк говорит, как уже о близком и скоро наступающем, что он повторяет и в др. случаях, в особенности, когда речь заходит о мессианских временах [[old:is:50:08|(Ис. 50:8]]; [[old:is:56:01|56:1)]]. Указание на крепкую мышцу Господню, по-видимому, имеет еще и тот смысл, что оно как бы гарантирует непреложность исполнения Божественных планов, так как Бог силен все препятствия к этому устранить и всех врагов уничтожить ([[old:is:40:10|Ис. 40:10]]; [[old:is:49:24|49:24-25]] и др.). //Острова будут уповать на Меня...// О суде над "островами", об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на [[old:is:41:01|Ис. 41:1]], [[old:is:41:05|5]]; [[old:is:42:04|42:4]], [[old:is:42:10|10]], [[old:is:42:12|12]]; [[old:is:49:01|49:1]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]