[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ==== **Воздвигните на небо очи ваши и воззрите на землю долу, понеже небо яко дым утвердися, и земля яко риза обетшает, живущии же на земли якоже сия изомрут, спасение же Мое во век будет, и правда Моя не оскудеет** Смотри, как пророк приводит примеры для того, чтобы показать легкость возвращения, подобно тому, что совершилось в Египте и что случилось с Авраамом. Теперь опять возвращаясь к творениям, он говорит о силе Божией: **«ибо небеса исчезнут, как дым»**. Акила говорит: //«небо свернулось как дым»//; Феодотион говорит: //«небо будет, как твердая соль»//. Темно-синий и хрустальный цвет неба пророк сравнивал с формою прозрачной соли. 70 толковников говорят: //«как дым»//. Ясно, что никто не может сделать дым твердым, только Божие всемогущество. **«И земля обветшает, как одежда»**. Пророк представляет две взаимно противоположные вещи: Бог сделал твердым то, что было нежным, и сделал мягким то, что было твердым, показывая, что Ему легко все делать. **«И жители ее также вымрут»**, т.е. те, которые обитают на этой земле. Мне кажется, что здесь пророк своими словами желал обозначить также небо. Бог может разрушить то, что есть не что иное, как дым. И конечно, если Бог желает, то Он может рассеять небо, как дым, так как оно имеет твердость не по своей природе, но по воле Творца. Для того, чтобы оно было прекрасным и блестящим, Он сделал его нежным и легким, сохраняя его Своею силою. Если, говорит, Я могу разрушить небо, то тем более Я могу уничтожить людей – ваших врагов, когда пожелаю. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ==== **Воздвигните на небо очи ваши и воззрите на землю долу, понеже небо яко дым утвердися, и земля яко риза обетшает, живущии же на земли якоже сия изомрут, спасение же Мое во век будет, и правда Моя не оскудеет** Говоря, что Он сам будет надеждою для язычников, Он преподает необходимое для них тайноводство, ибо не ведавшие Бога могли вступить о Ним в духовное общение не иначе, как чрез освобождение от древнего заблуждения, чрез избавление от сетей в жестокости диавольской и чрез обогащение истинным и не укоризненным познанием о Боге, так как ясное познание и исповедание, что нет иного Бога кроме Него, есть как бы вступление в близкое общение с Ним. А как они думали, что небо есть Бог, и были убеждены, что надобно поклоняться наиболее ярким из звезд и даже воздавали божескую честь самой лежащей под ногами всех земле, всецело уклонившись от благочестивых учений и от Того, Кто по природе есть Бог всяческих и привел в бытие некогда не существовавшее: то и говорит, что тварь имеет иную, чем Он природу и, ясно указывая на несравненное различие между Творцом и тварью, повелевает поднять глаза к небу, то есть, посмотреть на твердь и на то, что на ней находится; и потом снова низвести ум свой на землю, то есть для созерцания животных, на ней находящихся, и вообще всего сущего на ней. И если возымеют благоговение пред Творцом, то не должны останавливать свой ум на тварях, но по величию дел дознавать могущество Художника и превосходную и неизреченную славу Творца всяческих. Мы же навыкли собирать познание о Боге как из боговдохновенного Писания, так вместе и из великолепия и стройности созданий. Посему Павел посмевается над эллинскими мудрецами за то, что они присвояя себе славу мудрости, имеют однако ж сердце, исполненное всякого неразумия, ибо "//почтоша//", говорит, "//и послужиша твари паче Творца//" [[new:rim:01:25|(Рим. 1:25)]]. Укоряет и других за то, что они опять обращаются "//к немощным и бедным//" стихиям мира и хотят служить им вопреки справедливости [[new:gal:04:09|(Гал. 4:9)]]. А что красота творения разумнейшим дает повод не к заблуждению, но служит началом истинного познания о Боге, это изъяснил он, говоря: "//невидимая бо Его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество//" [[new:rim:01:20|(Рим. 1:20)]]. Итак, когда вы, говорит; созерцали утвержденное и представляющееся как бы в виде дыма небо; то знайте, говорит, что приведенное к бытию снова разрушится; ибо что имеет начало бытия, то опять некогда превратится в небытие. Итак земля, говорит, обетшает, то есть, исчезнет, и живущии на ней изомрут, яко-же сия. Смертью стихий, согласно с природою вещей, называет здесь перемену их к лучшему, ибо, как говорит Павел, "//яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих//" [[new:rim:08:21|(Рим. 8:21)]]. Освободится же каким образом? Это объяснит ученик Христов, говоря: "//приидет же день Господень яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят//" [[new:2pet:03:10|(2 Пет. 3:10)]], "//нова же небесе и новы земли по обетованию его чаем//" [[new:2pet:03:13|(2 Пет. 3:13)]]. Итак, обновление твари, говорит, будет как бы воскресением из мертвых, подобно телам человеческим. Но между тем как стихии разрушаются, спасение же мое, говорит, во век будет и правда моя не оскудеет. Спасением и правдою, как мы уже часто говорили, именует Сына; а называя Его Своим, показывает свойство, какое Он имеет с Ним, ибо по естеству из Него и в Нем Сын. Но, говорит, во век пребудет и не оскудеет. Сими словами объясняет, как велико различие между Создателем и созданием, Творцом и тварью, ибо тварь обетшает и как приведенная из небытия в бытие не будет чужда и тления; Творец же всяческих и художник Бог – Слово, чрез Которого все и в Котором все, во век пребудет и не оскудеет. Этому учит и божественный Псалмопевец, говоря: "//в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют//" [[old:ps:101:26|(Пс. 101:26]][[old:ps:101:28|-28)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут как дым, и земля истлеет как одежда и жители ее, как и она, погибнут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет** Это тоже, что Господь говорит в Евангелии: //небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут// [[new:mf:24:35|(Мф. 24:35)]]. И Давид в псалме поет: //в началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываешь и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся// [[old:ps:101:26|(Пс. 101:26-27)]]. Из этого видно, что погибель небес означает не уничтожение, а изменение к лучшему. О них говорится: "будет небо новое и земля новая, которыя Я сделаю пребывающими пред лицем Моим". Ибо если о святых написано //все мы умрем, но не все изменимся// [[new:1kor:15:start|(1 Кор. 15)]] и в надписаниях четырех псалмов читается: //о изменяемых//: то во сколько более следует признать это в отношении неба и солнца, и звезд, когда луна получит свет от солнца, и солнце будет сиять в семь раз большим светом? Поэтому вся тварь стенает и мучится доныне, ожидая откровения сынов Божиих, чтобы измениться к лучшему [[new:rim:08:start|(Рим. 8)]]. И не только души людей, которые безсмертны, но и тела изменятся, [приняв] прославленную природу. //Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие// [[new:1kor:15:53|(1 Кор. 15:53)]]. Когда же небо обветшает и земля, а следовательно то, что обнимается кругом неба, и люди, живущие на земле, умрут, как и она, не для уничтожения своего, но для истребления прежнего ничтожества и обновления будущей славы, когда //праведницы просветятся яко солнце// [[new:mf:13:43|(Мф. 13:43)]], и по удалении прежнего и ветхого, все будет новым. Некоторые погибель и обветшание понимают в смысле уничтожения и смерти, по оному, что мы читаем в соборном послании: //нынешняя небеса и земля темже словом огню блюдома// [[new:2pet:03:07|(2 Пет. 3:7)]], и еще: //стихии опаляеми растаются// (там же, [[new:2pet:03:10|ст 10]]). Таково же и мнение философов мирских, что все, видимое нами, погибнет от огня. Поэтому и апостол говорит: //преходит образ мира то, не смотряющым нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна// [[new:1kor:07:31|(1 Кор. 7:31]]; [[new:1kor:04:18|2 Кор. 4:18)]]. Нечто подобное пишет и апостол Иоанн: //мир преходит и похоть его// [[new:1in:02:17|(1 Ин. 2:17)]]. И в еврейском тексте говорится: //небеса изчезнут как дым//, или по Акиле и Симмаху: //умалятся до уничтожения //и, подобно соли, разложатся и испарятся, из коих первый сказал ήλίσθησαν, второй αλίσουσιν, что, очевидно, происходит от разложения и испарения соли. Вместо этого Семьдесят,— не понимаю, с какою целью,— [перевели]: //небо утверждено как дым//: ибо если твердость понимается в смысле крепости, то как можно сравнивать с дымом то, что твердо? Разве то может быть можем мы сказать, что вся твердость и сила и крепость небес сравнивается с ветром пустым и дымом, который разлагается в воздухе, по Екклезиасту: //суета суетствий и всяческая суета// [[old:ekl:01:02|(Еккл. 1:2)]]. И то нужно сказать, что когда небо и земля мимоидут и обветшают, то вследствие этого **жители ее, как и она**, умрут и **погибнут**, хотя мы знаем, что души вечны и что тела воскреснут. Отсюда ясно, что небо и земля не истребляются и не уничтожаются, но изменяются к лучшему. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет** //Поднимите глаза ваши к небесам... а Мое спасение пребудет вечным..//. В этом стихе дано сильное удостоверение непреложности Божественных планов о спасении людей. Оно очень напоминает известное изречение Спасителя: "небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут" [[new:mf:05:18|(Мф. 5:18;]] [[new:lk:16:17|Лк. 16:17)]]. Вместе с тем, в них молчаливо (implicite) дается понять, что имеющее со временем открыться вечное "Царство Божие" носит, по преимуществу, духовный характер; оно не связано безусловными узами с настоящим чувственным миром, а имеет свое собственное самостоятельное значение, так как будет продолжать свое существование и после их уничтожения (ср. [[old:is:40:08|Ис. 40:8,]] [[old:is:50:09|50:9]], [[new:mf:13:35|Мф. 13:35;]] [[new:2pet:03:13|2 Пет. 3:13;]] [[new:evr:01:11|Евр. 1:11;]] [[new:otkr:21:01|Откр. 21:1]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]