[<10>] ====== Толкование на Ис. 52:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Истряси прах и востани, сяди, Иерусалиме, совлецы узу выи твоея, плененая дщи Сионя** См. Толкование на [[old:is:52:01#svt_ioann_zlatoust|Ис. 52:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Истряси прах и востани, сяди, Иерусалиме, совлецы узу выи твоея, плененая дщи Сионя** Наконец показывает, какие достоинства приличны святым и ясно учит, каким образом он облечется в крепость мышцы своей и сверх того в славу (свою). Прежде всего повелевает стряхнуть с себя пыль, и таким образом встать и сесть и снять оковы с шеи. В сих словах под пылью, как я думаю, следует разуметь земной помысл и нечистоту плотских похотей. Посему нам, призванным к духовному общению с Господом нашим Иисусом Христом и желающим облечься в Него, как в силу и славу, нужно прежде всего отогнать от себя нечистые и земные помыслы и предочистить ум и, как говорит премудрый Павел, совлечься "//ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных//" и облещися в нового, обновляемого по образу "//Создавшаго его//" [[new:ef:04:22|(Еф. 4:22]]; [[new:kol:03:10|Кол.3:10)]]. Сделав это, мы восстаем, то есть, приобретаем здравый и стойкий ум и твердое сердце, согласно сказанному негде в ином месте Богом чрез одного из пророков: "//постави себе самого, Сионе//" [[old:ier:31:21|(Иер. 31:21)]]. И божественный Давид негде воспевает: "//и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя//" [[old:ps:039:03|(Пс. 39:3)]]. И в книге псалмов написано: "//Бог седит на престоле святем своем//" [[old:ps:046:09|(Пс. 46:9)]], то есть, царство Его непрестанно пребывает твердым и непоколебимым; ибо ничего телесного нельзя представлять в Боге. За сидением, то есть, после того как приобретен будет твердый и непоколебимый образ мыслей, следует совлечение с выи уз: ибо каждый связывается оковами своих грехов; мы же подклонились под ярмо греха и самого сатаны, но во Христе освобождаемся от них, и расторгнув узы их, как написано, и, свергнув с себя иго их, с свободным и ничем не угнетаемым помыслом совершаем благое. Так негде Бог всяческих говорит к нам чрез одного из пророков: "//и изыдете, и взыграете, якоже телцы от уз разрешени: и поперете беззаконники и будут пепел под ногами вашими//" [[old:mal:04:02|(Мал. 4:2-3)]]. Когда же к сему присовокупляет плененая дщи Сионя, то прежде всего внушает ту мысль, что Бог имеет сострадание к тем, которые подпали под иго диавольское и служили греху. Затем, при этом, показывает, что и мы сами подпадаем этому, хотя и не следует допускать сего. Именуя потом Сион плененным, Он называет его и дочерью Своею. Как же возможно, чтоб дочь Божия, и удостоенная столь блестящей славы, могла быть уловлена сетями плена? И кто подверг ее этому? Отнюдь не слабость спасающего (Бога), но воля пострадавшей и решение удалившейся от милосердия Отца, потому что она предпочла лукавое и избрав худшее отвергла доброе. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2-3 **Отряхнись от праха; поднимись, сядь, Иерусалим! разреши узы выи твоей, пленная дщерь Сиона! Ибо так говорит Господь: даром вы были проданы, и без серебра будете искуплены** Что речь пророка обращается не к Иерусалиму, то есть к развалинам камней и праху и пеплу его, но к народу, обитающему в нем, и что по причине изнеженности духа он называется дщерию, это показывает следующий стих, в котором говорит: **разреши узы выи твоей, пленная дщерь Сиона!** Ибо подлинно народ иудейский, носящий доселе иго Навуходоносора и стянутый вервиями грехов и богохульств своих, есть пленник, который даром продан и ничего не сделал достойного, за что бы мог быть искуплен. Ему и выше говорится: //се грехми вашими продастеся, и беззаконий ради ваших отпустих матерь вашу// [[old:is:50:01|(Ис. 50:1)]]. И представляет причины, почему они проданы, почему отвергнуты. Потому, говорит, что //прийдох, и не бяше человека: звах, и не бе послушающаго// [[old:is:50:02|(Ис. 50:2)]]. Из этого видно, что потому они преданы заблуждению и демонам, что не послушали Вопиющего:// Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28)]]. Искуплены же будут те, которые захотят уверовать, не серебром и деньгами, но драгоценною кровию Христа, чтобы они услышали чрез апостолов: //благодать вам и мир// [[new:rim:01:07|(Рим. 1:7)]]. Ибо не за заслуги, но по благодати и вере во Христа мы примирены с Богом. Говорится также и душе, которая, будучи замарана грязью пороков, потеряла белизну прежней жизни, чтобы она с апостолами [[new:mf:10:14|(Мф. 10:14)]] отрясла прах, приставший к ногам ея. Ибо не могло быть, чтобы та, которая, повергшись наземь, подложила выю свою под проходящих совне, и соединила среднее с землею, и сказала: //смирися в персть душа моя, прилпе земли утроба моя// [[old:ps:043:26|(Пс. 43:26)]], не приняла образа перстного, от котораого нас отвлекает апостол, говоря: //якоже облекошуся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго// [[new:1kor:15:49|(1 Кор. 15:49)]]. Посему //сущий во плоти Богу угодити не могут// [[new:rim:08:08|(Рим. 8:8)]], не потому, чтобы осуждалась природа плоти, Творец которой— Бог, и в которой очень многие угодили Богу и царствуют со Христом, но потому, чтобы отвергнуты были дела плоти, о которых тот же апостол говорит: //аз же плотян есмь, продан под грех// [[new:rim:07:14|(Рим. 7:14)]]. Наконец он говорит таким людям: //идеже в вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте, и по человеку ходите// [[new:1kor:03:03|(1 Кор. 3:3)]]? И, наоборот, святым: //вы же несте во плоти: понеже Дух Божий живет в вас// [[new:rim:08:09|(Рим. 8:9)]]. Итак оттрясается прах, о котором написано: //еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою// [[old:ps:029:10|(Пс. 29:10)]], чтобы разрешились узы выи вашей, и чтобы мы не услышали: //жила железная выя твоя// [[old:is:48:04|(Ис. 48:4)]], но с невестою удостоились услышать: //что украшена, ланиты твоя яко горлицы, выя твоя яко монисты// [[old:pp:01:09|(Песн. 1:9)]], и опять: //возложих запястие на руце твои, и гривну на выю твою// [[old:iez:16:11|(Иез. 16:11)]]; чтобы освободившись от тяжкого бремени и воспринимая прежние украшения, мы перестали быть пленниками, будучи искуплены Тем, который пришел //проповедати плененным отпущение// [[new:lk:04:18|(Лк. 4:18)]], и о котором написано: //Сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит, не по мзде, ни по даром// [[old:is:45:13|(Ис. 45:13)]]. Согласно с этим смыслом и апостол Петр говорит: //ведяще, яко не нетленным сребром или златом избавитеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа// [[new:1pet:01:18|(1 Пет. 1:18)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона** См. Толкование на [[old:is:52:01#lopuxin_ap|Ис. 52:1]] [<10>]