[<10>] ====== Толкование на Ис. 52:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: "вот Я!"** Почему же говорится: **"поэтому"**? Потому что **«имя Мое бесславится»**. То же говорил и Павел, показывая их ежедневные беззакония, от которых они никогда не отступали. **"Поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!""**. Христос, говоривший чрез пророков, потом показал Себя во плоти и говорил с нами. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-8 **Сего ради познают людие Мои имя Мое в той день, яко Аз есмь Сам глаголяй, ту есмь. Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая. Яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой. Яко глас хранящих тя вознесеся, и гласом вкупе возрадуются: яко очи ко очесем воззрят, егда помилует Господь Сиона** Так как, говорит, ради вашей небрежности Я обесславлен среди народов; то Я не потерплю такой неправды и не позволю, чтобы моя слава унижаема была позорными именами. В то время, когда Я воссияю на земле с плотью, те, которые сделаются моим народом, принявши веру, будут ли они из Иудеев или из язычников, познают имя Мое. Имя говорит вместо: слава ибо так обыкновенно выражается боговдохновенное Писание, как написано, что "//лучше имя доброе неже богатство много//" [[old:pr:22:01|(Притч. 22:1)]]. Мы, призванные Им, познали Егο славу и к Судии всех Спасителю Христу пришли не как к человеку, но, хотя Слово стало плотью, мы однако ж веруем, что будучи Богом по естеству и несказанно рожденным от Бога Отца, Он выше всякой твари блистает славою на вышнем престоле и владычествует над всем, обладает всемогущею десницею и всесильно спасает тех, которых Он избрал из находившихся под Его властью, и решительно ничто не может превзойти Его могущество. Но не так расположен был к Нему Израиль: ибо они относились к Нему, как к подобному нам человеку, а не как к вочеловечившемуся Богу. Посему некогда говорили: Ты Кто? и кого себе твориши? [[new:in:08:58|(Ин. 8:58)]] и "//о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога//" [[new:in:10:33|(Ин. 10:33)]]. Но те, которые будут призваны к познанию истины, познают, говорит, славу Мою, яко аз есмь сам глаголяй чрез пророков: ибо Бог Господь и явися нам, как написано. Сему учит и премудрый Павел, говоря: "//многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, имже и веки сотвори//" [[new:evr:01:01|(Евр. 1:1-2)]]. Здесь надобно обратить внимание на то, что Бог и Отец все привел в бытие чрез Сына и чрез Него говорил нам в последние времена: это был не какой либо другой сын, рожденный до плоти от жены, как, кажется, думают некоторые заблуждающиеся, но один и тот же Сын-принявший на Себя ради нас человеческую плоть Слово, Которое есть и творец веков. Итак аз есмь, говорит, яко красота на горах; красотою же называет весну. Посему постараемся усмотреть из видимых предметов духовные. Что видимая весна производит на горах? Она украшает растения новыми цветами и из состоянии неплодия приводит в состояние порождать то, что каждое из них по своей природе может производить. Мы найдем, что нечто подобное написано и в книге Песнь Песней: "//востани, прииди,//" говорит, "//ближняя моя, добрая моя, голубице моя, яко се, зима прейде, дождь отиде, отиде себе: цвети явишася на земли, время обрезания приспе//" [[old:pp:02:10|(Песн. 2:10-12)]]. По прошествии зимы наступает светлая весна на земле и делает ее подательницею цветов и материю прекрасных плодов. Нечто подобное совершилось и с нами в духовном отношении. Дракон отступник навел зиму на поднебесную и сделал ее сухою и бесплодною: ибо совсем "//несть творяй благостыню, несть даже до единаго//", но "//вси уклонишася, вкупе непотребни быша//" [[new:rim:03:12|(Рим. 3:12]]; [[old:ps:018:01|Пс. 18:1-8)]]. Но когда явился Единородный во плоти, тогда наступила для нас как бы красота на горах; ибо мы, лишившиеся красоты всякой добродетели и утратившие красоту собственных душ, в Нем опять расцветаем и исполняемся духовного плодоношения, так что можем говорить то, что оказано в Песни Песней: "//да снидет брат мои в вертоград свой и да яст плод овощий своих//" [[old:pp:05:01|(Песн. 5:1)]]. Итак стал он, яко красота на горах, яко ноги благовествующего слух мира, благовествующего же благая. Когда лежит между нами и Богом грех,-мы находимся во вражде с Ним и бываем отделены от Господа, восстаем против божественных Его законов, поступаем вопреки желаниям Господа и находимся в числе врагов Его. Но явился Христос-мир наш; Он истребил разъединяющий грех и чрез Себя примирил и соединил нас с Отцом: ибо чрез Него мы получили "//доступ//" [[new:ef:02:18|(Еф. 2:18)]]. Подобно тому, говорит, как если бы кто-нибудь быстрый и скорый пришел пленить врагов, возвещая мир и благовествуя благая; так и Спаситель всех пришел в мир с плотью и стал для нас посредником мира с Богом и Отцом, когда сатана обессилен и все его полчище прогнано и наступило время, в которое явилась возможность быть причастниками всякого добра желающим этого; ибо те, которые уверовали в Него и решились мудрствовать и поступать так, как Он, получат весьма богатое участие в небесных благах и будут исполнены всякого прекрасного упования. Это потому, что Спаситель щедр на дары. **Яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой. Яко глас хранящих тя вознесеся, и гласом вкупе возрадуются: яко очи ко очесем воззрят, егда помилует Господь Сиона** И здесь опять Сионом называет не какой-нибудь земной город, но Свою святую Церковь, которую Он составил из двух народов; ибо написано: "//возвеселитеся языцы с людми его//" [[old:vtor:32:43|(Втор. 32:43)]] и сотвори, сказано, Христос "//обоя едино и средостение ограды разоривый//" и "//закон заповедей ученми упразднив//" [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14-15)]]. Когда открылась евангельская проповедь, которая исполнена истинных учений, тогда утратила значение сень законная, то есть, служение и приведение чрез кровь. Итак под Сионом надобно разуметь церковь, как я сказал, Которую сам Христос представи себе "//не имущу скверны или порока//", напротив святу и непорочну [[new:ef:05:27|(Еф. 5:27)]]. Ее то спасение и слышано сотвори, то есть, доступным для слуха. Не укрылась решительно ни от кого из живущих на земле сила Евангельской проповеди, но не осталось никого, кто бы не слышал о спасении чрез Христа; как и чрез лиру Псалмопевца сказал: "//услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней//" [[old:ps:048:02|(Пс. 48:2)]]. И как память демонов "//погибе//" "//с шумом//" [[old:ps:009:07|(Пс. 9:7)]], то есть, громко и славно, а о погибели тирании демонов всем стало известно: так и божественная и небесная проповедь сделалась известной людям, повсюду живущим, принося спасение познавшим пришествие Христово. В чем же состоит сила проповеди? Сионе, воцарится Бог твой. Древле, то есть, прежде пришествия спасителя нашего, царствовал над нами сатана чрез грех и на живущих по всей земле наложено было ярмо его тиранической жестокости. Когда же воссиял нам царь и Господь всех, тогда расторгши узы их и низвергши ярмо древле владычествовавшего, мы подклонили свою выю под власть Бога и воцарился над нами Бог и Отец чрез Сына, что послужило нам поводом к торжественному празднованию. Посему Давид воспевает и говорит: "//Господь воцарися, да радуется земля//" [[old:ps:096:01|(Пс. 96:1)]] и опять: "//пойте разумно, воцарися Бог над языки//" [[old:ps:046:08|(Пс. 46:8-9)]]. Призывал же нас к этому, как я оказал, и Сам Спаситель, говоря: "//приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы: возмите иго мое на себе//" [[new:mf:11:28|(Мф.11:28-29)]]. Итак находясь под ярмом жестокого тирана и поклонившись, под иго греха мы находились в жалком состоянии и терпели крайние бедствия. Но сила священной проповеди благовестила нам царство Христово и все мы теперь находимся под Его властью, как Он обетовал это, говоря: Сионе воцарится Бог твой. А как и каким образом Он воцарится, это Он сам тотчас объяснил, говоря: яко глас хранящих тя вознесется. Охраняющими же были божественные ученики, или вообще все ведущие и могущие тайноводотвовать и убеждающие призванных ходить правым путем, чтоб они могли совершать все прекрасное, гореть любовью ко Христу и совершать правильное и безукоризненное исповедание веры в Него. Сии путь пастыри добрые, сохраняющие Архипастырю всех словесных овец и отражающие нападения на них диких зверей. Говорит, что глас их возносится, то есть, услышан был везде; ибо к ним устами Исаии было оказано: "//на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму: возвысите, не бойтеся//" [[old:is:40:09|(Ис. 40:9)]]. Везде, распространится и решительно всем будет известна апостольская проповедь; потому что все будет благоуспешно у них и охотно последуют их призыву те, к кому будет обращено их слово. А что они будут сильно радоваться, видя плоды своего тайноводства, это ясно показывает, говоря, что гласом вкупе возрадуются; ибо, говорит, они все будут проповедовать и будет множество посвященных в таинство веры и наставляемые ими быстро устремятся к вере. А это и доставляет радость тем, которые поставлены учить. Посему Павел уверовавшим чрез него пишет в послании: "//радосте и венче мой//" [[new:fil:04:01|(Фил. 4:1)]]. А что за тайноводством святых очень часто следовало благопослушание тайноводимых, это может видеть всякий, кто читал святое и боговдохновенное Писание. Так когда божественные ученики говорили в Иерусалиме собранию Иудеев: то, как написано в Деяниях Апостолов, присоединилось в один день три тысячи мужей [[new:act:02:41|(Деян. 2:41)]]. Точно так же божественный Павел, вместе с блаженным Силою, будучи узниками, в полночь воспевают Бога. Когда же святый Ангел, явившийся в темнице, разрешил их от всех уз; тогда темничный страж, убоявшись, хотел умертвить себя. А после того, как Павел возгласил, чтоб он не делал себе никакого зла: "//вси бо есмы зде//", – пораженный этим чудом темничный страж крестился со всем своим домом [[new:act:16:24|(Деян. 16:24-33)]]. А что причиною его радости было это событие,-как можно в этом усомниться? Посему, говорит, тотчас за наставлением призванных, немедленно последует их покорность, и очи ко очесем воззрят, егда помилует Господь Сиона. На кого же воззрят? Или на Начальника спасения, то есть, Христа, ибо Слово стало плотью, о чем свидетельствует Псалмопевец, говоря: "//Бог яве приидет, и не премолчит//" [[old:ps:049:03|(Пс. 49:3)]]: или на то, о чем я сказал, что они гласом вкупе возрадуюутся, и это говорит, ты будешь созерцать своими очами в то время, когда Господь помилует Сион, даровав всем благодать чрез веру и изобильное наслаждение небесными благами. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: вот Я** См. Толкование на [[old:is:52:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 52:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: вот Я** //Поэтому народ Мой узнает имя Мое... узнаете в тот день...// Переход из области истории в сферу пророчества. //Поэтому...// т. е. утвердившись и во внешнем своем бессилии и во внутреннем разложении, лучшие представители народа израильского //узнают// имя //Мое// - т. е. признают Меня за Мессию, в //тот день//, т. е. в день откровения нового, благодатного царства. //Я тот же, Который сказал: вот Я.// Из этих слов очевидно, что понятия "Мессия", "Отрок Мой", "Господь" - тождественны между собою и все одинаково указывают на Вечного, Всемогущего и Неизменного в своих обетованиях Бога. //**Толковая Библия.**// [<10>]