[<10>] ====== Толкование на Ис. 53:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Возвестихом, яко отроча пред ним яко корень в земли жаждущей, несть вида ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты** См. Толкование на [[old:is:53:01#svt_ioann_zlatoust|Ис. 53:1]] //**Толкование на пророка Исаию.**// ---- **Жаждущею землею** он называет чрево Девы, потому что оно не принимало семени человеческого, и не испытало совокупления, но родило Его без брака. И еще: //"Ибо младенец родился нам – Сын дан нам"// [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]]; и еще: //"И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его"// [[old:is:11:01|(Ис. 11:1)]]. А Варух у Иеремии говорит: //"Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми"// [[old:var:03:37|(Вар. 3:37-38)]]. И Давид, указывая на пришествие Его во плоти, сказал: //"сойдет, как дождь на скошенный луг [на руно], как капли, орошающие землю"// [[old:ps:071:06|(Пс. 71:6)]] потому что Он тихо и кротко вошел во чрево Девы. **//Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты".//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Возвестихом, яко отроча пред Ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида Ему, ниже славы: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты** См. Толкование на [[old:is:53:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 53:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Возвестихом, яко отроча пред ним яко корень в земли жаждущей, несть вида ему, ниже славы: и видехом его, и не имяше вида, ни доброты** Если о Господе у Давида говорится: //красен добротою паче сынов человеческих// [[old:ps:044:03|(Пс. 44:3)]], то почему говорит также Исаия: **видехом Его, и не имеяше доброты, ни вида**? Не вопреки себе самому, о священная глава, говорит Божественное Писание, уча о Спасителе, но что чему свойственно и прилично, то сему и приписывает. Одно относится к Божеству, иное - к вочеловечению, иное же - к вольному страданию. Писание нарекло Его истинным светом, сиянием славы и образом Отчей Ипостаси, одним - по чистоте сущности, другим - по вечности, лучше же сказать, по совечности, третьим - по ипостасности и потому, что украшается подлинными чертами Божества. Чтобы не почел ты сияния неипостасным, за Ипостась ручается образ. //Красным же паче сынов человеческих// и красным //во утвари// [[old:is:63:01|(Ис. 63:1)]] называет Писание Господа по Божественной и безгрешной добродетели вочеловечения, а не имеющим **ни вида, ни доброты** - по двум причинам: во-первых, потому, что, скрыв Владычний образ, Он явил зрак раба, а во-вторых, потому, что во время страдания, которому подвергся добровольно, нанесены Ему оскорбления всякого рода. Среди дня висел Он на месте казни в главном городе, во время самого великого праздника, на котором, вероятно, никто не отказался присутствовать; одни насмехались, другие ругались, иные укоряли, иные подносили оцет, иные оскорбляли, иные пронзали копием ребра. И хотя с распятыми разбойниками ничего подобного не делали, Его подвергали даже таким поруганиям, каким не позволялось подвергать и преступников. //**Письма. Книга II.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему** Усердным ревнителям в [изучении] Священного Писания Господь является в двух видах: в простом и общедоступном, зреть который могут многие и о котором говорится: **И видехом Его, и не имаше вида, ни доброты**; и в другом виде, более сокрытом и доступном лишь для немногих, то есть для тех, кто подобно Петру, Иакову и Иоанну, уже стали святыми апостолами, пред которыми Господь преобразился в славу, препобеждающую чувство. Сообразно этой славе, //Господь красен добротою паче сынов человеческих// [[old:ps:044:03|(Пс. 44:3)]]. Из этих двух видов первый соответствует только еще начинающим [жизнь во Христе], а второй — достигшим совершенства по ведению, насколько это возможно [человеку]. Один есть образ первого пришествия Господа, с ним соотносятся слова Евангелия и его страстями очищаются люди деятельного склада. Второй есть предызображение пришествия [Господа] во славе, которое мыслится как Дух. Оно через мудрость преображает ведующих для обожения, и благодаря этому преображению [Бога] Слова в них они //открытым лицем, как в зеркале, взирают на славу Господню// [[new:2kor:03:18|(2 Кор. 3:18)]]. //**Главы о богословии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему** См. Толкование на [[old:is:53:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 53:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему** В 2-3 стихах описывается крайне смиренный, кроткий и даже униженный внешний вид и соответствующее сему общественное положение Мессии. Всем этим пророк, очевидно, идет прямо навстречу самому главному и наиболее пагубному предрассудку иудеев о грозно-величественном виде ожидаемого ими Мессии и его роли, как победоносного, земного царя-завоевателя, //Ибо Он взошел пред Ним...// Непосредственный грамматический смысл речи, по-видимому, говорит за то, что здесь раскрывается отношение Мессии к Господу, т. е. Бога Отца к Богу Сыну. Так именно и понимают данное место очень многие из древних и новых экзегетов (Витрин, Шмидт, Гофманн, Делич, Дум, еп. Петр, Властов, (The pulp. Comm. и мн. др.). Но при таком понимании становится довольно неестественной логическая связь мыслей: пред Лицом Бога-Отца восходит, да еще в самом жалком и смиренном виде, Тот, Кто от века //"сущий в недре Отчем//"[[new:in:01:18| (Ин. 1:18)]] и для Кого, конечно, не имели смысла никакие пророческие предупреждения о внешнем виде имеющего явиться Мессии. Но последнее было крайне важно и необходимо для людей, в особенности, для заблуждающихся иудеев, составивших себе крайне превратное представление обо этом. "Поэтому лучше относить суффикс ("пред Ним") к субъекту вопросительного предложения первого стиха, т. е. к индивидуальной личности пророка и коллективной личности народа израильского". (И. Григорьев, с. 209. см, также Комм. СПб. проф. 813 с.). //Как отпрыск и как росток из сухой земли...// Вместо первого определения "отпрыск" LXX и наш славянский имеют// "яко отроча".// Евр. слово - jonach - допускает оба эти перевода: в отношении к человеку, оно указывает на "грудного младенца", а в применении к растениям - на "молодой, сочный отросток". Нельзя не заметить, что оба эти сравнения довольно часто встречаются у различных пророков, в том числе и у самого пророка Исаии, хотя последнее ("отрасль"), видимо, преобладает ([[old:is:07:14|Ис. 7:14-16]]; [[old:is:09:06|9:6]]; [[old:is:11:01|11:1]]; [[old:iov:14:07|Иов. 14:7]]; [[old:iov:15:30|15:30]]; [[old:ier:23:05|Иер. 23:5]]; [[old:iez:17:04|Иез. 17:4]], [[old:iez:17:22|22]]; [[old:zah:06:12|Зах. 6:12]] и др.) //Как росток из земли сухой...// [В Славянском переводе с 70-и - //Яко корень из земли жаждущей... Прим. ред.//] Вместо "жаждущей" Акилла перевел "непроходимой" - замечает блаженный Иероним: "чтобы показать преимущество девства, - что без всякого человеческого семени Он произошел из земли, бывшей прежде "непроходимой" (также и Иоанн Златоуст). Всеми приведенными сравнениями, в особенности, последним пророк достаточно подготовил умы своих слушателей к тому, о чем он дальше говорит уже прямо, без всяких образов и подобий. Лучшую параллель к этому сравнению дает пророк Иезекииль [[old:iez:17:23|(Иез. 17:23)]]. //Нет в нем ни вида, ни величия... который привлекал бы нас к Нему.// Вот, в простых и ясных словах сущность всего пророческого изображения внешнего вида кроткого и смиренного Сына Божия, явившегося в образе раба. Акилла переводил: "нет у Него ни вида, ни великолепия". А Симмах еще подробнее: "нет у Него ни вида, ни достоинства, чтобы мы признали Его, ни величия (uewria), чтобы мы пожелали Его. "Отрок Господень" в своем явлении людям не имеет вида и внешней обстановки, которые были бы желательны для них или которых они ожидали при явлении Его, по своему естественному рассуждению; ибо, говорит святой Кирилл Александрийский, //"у него не было вида и славы, приличных Богу"// [[old:ish:19:16|(Исх. 19:16-20]]; [[old:ish:20:19|20:19)]]; но он "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" ([[new:fil:02:07|Флп. 2:7]] - См. а Ком. СПб. проф. 814). Слова эти, однако, нельзя понимать в тот смысле, что будто бы наружный вид Спасителя был настолько жалок и убог, что он как бы отталкивал от себя. Наоборот, вся христианская древность свидетельствует о выдающейся духовной красоте Лика Спасителя. Они просто означают лишь то, что у кроткого небесного Учителя не было того горделивого, надменного вида, той знатности по рождению и той пышности в образе жизни, которыми иудеи в своих ложных представлениях о Мессии уже заранее окружили Его. //**Толковая Библия.**// [<10>]