[<10>] ====== Толкование на Ис. 53:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его** **«И Господь хощет очистити Его от язвы»**. **"Его"** (в русск. перевод: **«Но Господу угодно было поразить Его»**). Чтобы ты, услышав о смерти Его и о погребении во гробе, не прилеплялся своим умом только к этому, пророк прибавляет прикровенное слово о «воскресении», касаясь которого выше, он сказал: //«ибо Он отторгнут от земли живых»//; здесь же говорит: **«Господь хощет очистити Его от язвы»**. **"Его"**, так что показывает тело Его свободным от истления, по сказанному: //«и плоть Его не видела тления»// [[new:act:02:31|(Деян.2:31)]], так как Он не был виновен. Если же Он удержал знаки язв, то ты не думай, что Он от этого был ниже, так как это было для утверждения твоей веры: //«Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет»// [[new:lk:24:39|(Лк.24:39)]]. Таким образом Он показал, что Он воззвал Свое тело к жизни прежде, чем оно подверглось тлению и разложению. Кроме рубцов ран, которые оно удержало, для утверждения учеников в вере в воскресение, на святом Его теле не обреталось никакого порока. **«Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное»**. Подтвердив то, что Он, Христос, умер за их, а не за Свои грехи, и что они понесут наказание, пророк также указал и на их признание: что если они только пожелают, то может совершиться их освобождение от наказания. Что означают эти слова: **«жертву умилостивления»**? Он не спрашивает ни золота, ни серебра, а ищет только одного: //«веруйте, да очиститеся от грех ваших»// (ср. [[new:act:03:19|Деян.3:19]]). **«Воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его»**, т.е.: Он последовал закону обрезания. Дал знамение Своего обрезания Сам Господь всяческих, Который принял служение раба, умыл ноги учеников и отер лентием. Он был Господом и Творцом тех, которым Он хорошо служил. //"Не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить»// [[new:mf:20:28|(Мф.20:28)]]; а также: //«кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий»// [[new:lk:22:27|(Лк.22:27)]]. Почему Он и принял вид раба, в котором Он хорошо служил многим. Что означают эти слова: **"рукою Его"**? Некоторые говорят: в руке Христа пребывает сила, чтобы о Нем не думали, что Он силен от кого-либо иного; что Он ни желал, все делал Своею силою. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 10-12 **И Господь хощет очистити Его от язвы: аще дастся о гресе, душа ваша узрит семя долгоживотное. И хощет Господь рукою Своею отяти болезнь от души Его, явити Ему свет и создати разумом, оправдати праведнаго благо служаща многим, и грехи их Той понесет. Сего ради Той наследит многих и крепких разделит корысти, зане предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть** Поелику "**Господь хощет очистити Его от язвы**". Если бы неистовствовавшие против Него не потерпели наказания; то, вероятно, некоторые подумали бы и сказали, что Христос осужден был по справедливому приговору, как оказавшийся виновным во взведенном на Него преступлении. Но когда наведен гнев и ниспослано должное наказание на нечестиво поступивших против Него, то Он очищается от язвы: ибо Бог не прогневался бы на народ свой и не презрел бы его и не навел бы на него крайних бедствий, если бы они не отреклись от Святого и Праведного, клевеща против Него и вознесши Его на древо и обнаружив высшую степень всякого бесчеловечия. Обвинив Израильтян за то, что они неправедно убили Начальника жизни и Подателя спасения всем, обращает свою речь к толпам язычников и как бы говорит к ним: Аще вы дадите о гресе, душа ваша узрит семя долгоживотное. Это подобно тому, как если бы Он ясно сказал: "//Христос положил за вас душу Cвою, искупил вас Cвоею кровью, претерпе крест, о срамоте нерадив//" [[new:evr:12:02|(Евр. 12:2)]], чтоб совершить ваше спасение. Итак если и вы сами переменитесь и послушание поставите вчисле своих обязанностей и подклоните выю свою под иго Его; тогда "**душа ваша узрит семя долгоживотное**", то есть, будете общниками тех, которые предназначены для долговечной жизни, очевидно, святых, которые обогатили надеждою на вечную жизнь. В самом деле, у Эллинов не было никакого учения о воскресении мертвых и до сего времени этой тайны; они не веруют; они как бы говорят: "//понеже дым дыхание в ноздрех наших, и слово искра в движении сердца нашего: ейже угасшей пепел будет тело, и дух наш разлиется яко мягкий воздух//" [[old:prs:02:02|(Пр. Сол. 2:2-3)]]. У питомцев же церкви всегда была непоколебимая надежда на воскресение умерших, и Бог обещает это язычникам, если они захотят пожертвовать своею душою Христу, изволившему пострадать за их грех. А каков наш долг, это объяснит Павел, говоря: "//един бо за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему//" [[new:2kor:05:14|(2 Кор. 5:14-15)]]. Таким образом мы обязаны Ему своею жизнью: посему Он говорит: "//Аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует ми//" [[new:lk:09:23|(Лк. 9:23)]]. А отвергающийся себя уже не будет проводить жизнь в свое собственное удовольствие, напротив такую, которая угодна Христу, то есть, святую и непорочную, какую без сомнения проводил и божественный Павел, который ясно писал: аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду: Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос. Аеже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго себе по мне. Не отметаю благодати Божия [[new:gal:02:19|(Гал. 2:19-21)]]. Заметь, как, он дал о гресе, посвятив свою жизнь Тому, Кто пострадал за него: ибо мы слышали слова Христовы своим близким: "//иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче мене, несть мене достоин//" [[new:mf:10:37|(Мф. 10:37)]]. Мать и отец человека суть начало и причина его телесного происхождения; Бог же и Отец всяческих обладаемых смертью и засыхающих подобно траве возродил в нетление чрез Христа в Духе, явил их победителями тления и увенчал их продолжительною и нескончаемою жизнью. Посему почтение к родителям по справедливости ставится ниже любви к Нему; а любить Христа всею душою и сердцем и следовать Его велениям или священным заповедям и означает давать о гресе,вместе с решимостью сохранить веру в Него правого и непорочною. Посему узрит, говорит, душа ваша узрит семя долгоживотное: ибо хощет Господь рукою своею отяти болезнь от души его, явити ему свет и создати разумом; а Он прискорбен был до смерти, прежде честного креста, как написано у святых евангелистов. Когда же Он, поправши ад, восстал тридневен, тогда созерцает в себе природу человека преобразившеюся в нетление и благоволение Бога и Отца, простирающееся уже на всю землю, и множество народов, имеющее просветиться и удалиться от древнего и привычного заблуждения и быть призванным к познанию Его самого и Отца; тогда Он сложил с себя труд страдания и даровал победу благомыслящим. Он воскрес из мертвых, и Поелику Он благ и весьма радуется спасению и жизни мира: то сказал святым ученикам: "//дадеся ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа//" [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18-19)]]. Посему Аще дадите (жертву) о гресе: то и сами будете участниками в долгоживотном семени, очевидно, святых; ибо Бог и Отец хочет освободить от болезни душу Его, очевидно. Христа, то есть, крестное страдание превратить в радость, показав Ему, что те, которые некогда были тьмой, то есть, заблуждались, стали светом; им и премудрый Павел пишет, говоря: "//бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе//" [[new:ef:05:08|(Еф. 5:8)]]. Хощет создати разумом. А что это значит, сему научит премудрый Павел, говоря: "//мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа//" [[new:2kor:03:18|(2 Кор. 3:18)]]. Те, которые находятся во грехах и служат твари вместо Творца, имеют как бы безобразное сердце и весьма непривлекательный ум, почему устами Иеремии кому-то сказано: се, не суть очи твои, ниже сердце твое благо [[old:ier:22:17|(Иер. 22:17)]]. Когда же приемлют веру во Христа, то преобразуются духовно в божественную и превосходную красоту Его, как премудрый Павел пишет некоторым: "//чадца моя, имиже паки болезную, Дóндеже вообразится Христос в вас//" [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]]. Посему Бог Отец хощет разумом то есть, Своею премудростью, очевидно, божественною создать верующих в Него, соделать, их сообразными Ему чрез освящение в Духе, ихже бо предъуведе, говорит, и предъустави сообразных быти образу Сына своего... тех призва [[new:rim:08:29|(Рим. 8:29)]]. Сказано также, что Бог сотворил два народа в одного нового человека. Хощет же, думаю, Бог и Отец оправдати праведного, благослужаща многим, и грехи их той понесет. Итак под праведным, благослужаща многим, думаю, никого иного нельзя разуметь, кроме Господа нашего Иисуса Христа: ибо Он пришел не для того, чтоб служили Ему, как Он сам говорит, [[new:mf:20:28|(Мф. 20:28)]], но чтоб послужить согласно домостроительству вочеловечения. На этом основании казалось возможным блаженному Павлу называть Его служителем, ибо о законе и новом завете он говорил: Аще бо служение осуждения, слава, много паче избыточествует служение правды в славе [[new:2kor:03:09|(2 Кор. 3:9)]]. Итак праведный и непорочный Христос является служащим многим; ибо будучи Бог слово, Он принял зрак раба, не для того, чтобы принести пользу своей природе, но чтоб нам даровать это и как бы в нас совершить некоторое служение, чрез которое мы и спасены. Оправдывается же Он и устраняет подозрение, будто Он преступен, и справедливо претерпел смерть на древе, - тем, что Израильтяне подверглись наказанию за нечестие против него, а Он воцарился над вселенной, так как все народы обратились к Нему. А что вочеловечение имеет значение служения,- это показал, говоря: и грехи их той понесет; ибо для того, чтоб уничтожить грех мира, Он принял его на Себя и равноценный всем Он один умер за всех и чрез это послужил многим. Говоря же: многим разумеет язычников ибо Израиль был одним (только из всех) народов. Поелику же Он сам понес грехи их: сего ради наследит многих и крепких разделит корысти. Опять и здесь под многими можно разуметь многие народы, которые гораздо многочисленнее Израильтян; под сильными же - или святых апостолов, или вообще всех сильных во Христе, обладающих мужеством духовным. Им, как победителям сатаны, разделяет добычи; ибо святым щедрою рукою раздает духовные дарования: "//овому бо Духом, говорит, дается слово премудрости, иномуже слово разума, пророчества и рассуждения духовом и дарования исцелений//" [[new:1kor:12:08|(1 Кор. 12:8)]]. Применяя же смысл этого изречения к святым Апостолам, мы должны сказать следующее. Все народы были как бы стяжанием сатаны: но Унаследовавший многих разделил их святым тайноводителям: ибо одни из них чрез божественного Петра были призваны к познанию Спасителя всех нас Христа; другие же чрез наставление божественного Павла или другого кого из святых апостолов были уловлены в свету истины. Итак Спаситель разделил между ними как бы добычу, то есть, военные трофеи, обращение и призвание некогда заблуждавшихся. А что Христу надлежало умереть за всех и явиться Господом всех, в этом убеждает, говоря: зане предана бысть на смерть душа его, и со беззаконными вменися, и той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 10-11 **И Господь восхотел сокрушить Его болезнью. Если положит за грех душу Свою, то увидит семя долговечное, и воля Господня будет исполняться рукою Его. За то, что потрудится душа Его, увидит и насытится: ведением Своим оправдает Он, Праведник, рабов Моих многих, и беззакония их Сам понесет** По еврейскому тексту смысл такой: если Тот, кого Господь **восхотел сокрушить**, или очистить, **положит за грех душу Свою, то увидит семя долговечное**, посеянное Им на доброй земле. О Нем в Евангелии написано: //изыде сеяти, да сеет// [[new:mf:13:03|(Мф. 13:3)]]; и опять: //уподобися царствие небесное человеку сеявшу доброе семя на селе своем// [[new:mf:13:24|(Мф. 13:24)]]. **И воля Господня будет исполняться рукою Его**, чтобы то, чего бы Отец ни восхотел, было исполнено добродетелями Его, говорящего Отцу: //Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный// [[new:in:17:12|(Ин. 17:12)]]. Семя же увидит Он вечное, и воля Отца будет исполняться рукою Его потому, что долгое время была в труде душа Его, которая не находила покоя у иудеев, и говорила в Евангелии: //лисы язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити// [[new:mf:08:20|(Мф. 8:20)]], и у этого самого Пророка: //Я утрудился, терпя// [[new:mf:01:14|(Ис. 1:14)]]. Итак поелику Он трудился, то увидит, что во всей вселенной появляются Церкви, и насытится их верою. Поэтому, когда в полдень, во время солнечного зноя, Он, алчущий и жаждущий, сидел у колодезя Иаковлева [[new:in:04:06|(Ин. 4:6)]], то не восхотел воспользоваться купленными брашнами, так как уже насытился верою Самарянки и выходившего к Нему города Сихема. Сообразно этому смыслу Он говорил между восьмью блаженствами: //блажени алчущии и жаждущии правды// [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6)]]. Ведением Своим, то есть учением, Он, Праведник, который не сделал греха, и в устах которого не нашлось обмана, и Раб Отца, принявший образ раба и служивший воле Господа, оправдает многих со всей вселенной верующих. **И беззакония их Сам понесет**, — беззакония, которых они не могли понести, и которых тяжестию были угнетаемы. По Семидесяти так говорится: о вы, за грехи которых Сын Божий был веден на смерть, вы, которые, будучи наихудшими и богатыми злом, даны были за погребение и смерть Его! Если вы захотите принести покаяние, и за грехи свои вознести жертву приятную Богу, дух сокрушенный: то душа ваша увидит семя долговременное, Самого Господа Спасителя [[old:is:53:08|(Ис. 53:8-10)]]. О Нем в восемьдесят восьмом псалме поется: //семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною// [[old:ps:088:37|(Пс. 88:37)]]; и опять: //положу в век века семя его, и престол его яко дни неба// [[old:ps:088:30|(Пс. 88:30)]]. Это другими словами Гавриил говорит Деве: //вот зачнешь во чреве, и родишь Того, который наречется Сыном Всевышняго. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иаковлевым во веки: и царству Его не будет конца// [[new:lk:01:31|(Лк. 1:31-33)]]. Ибо Господь хочет избавить от скорби душу Того, который говорил: //прискорбна есть душа Моя до смерти// [[new:mf:26:38|(Мф. 26:38)]], чтобы поношение креста умерялось славою воскресения. //И показать Ему свет//, чтобы Он увидел, что все чрез Него просвещены. //И образовать разумом//, подразумевается //Его//, чтобы на Него низшел дух премудрости и разума [[old:is:11:02|(Ис. 11:2)]]. И оправдать Праведника, который хорошо служил многим; ибо Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить [[new:mf:20:28|(Мф. 20:28)]], у ног Петра [[new:in:13:06|(Ин. 13:6)]], омывая грехи всех апостолов. Он явился во плоти, оправдался в духе [[new:1tim:03:16|(1 Тим. 3:16)]]. О Нем и Иуда предатель исповедует: //согрешил, предав кровь неповинную// [[new:mf:27:04|(Мф. 27:4)]]. И жена Пилата: //ничтоже тебе и Праведнику тому: мною бо пострадах днесь во сне Его ради// [[new:mf:27:19|(Мф. 27:19)]]. И должно заметить, что Он оправдался не в том смысле, чтобы из беззаконника сделался праведником. Но будучи праведником, Он оправдывается не так, чтобы начал быть тем, чем не был; но чтобы тем, чем был, был явлен всем. Он, Праведник, за неправедников пострадал, чтобы всех нас привести к Богу [[new:1pet:03:18|(1 Пет. 3:18)]]. О Нем говорится иудеям: //вы же Святаго и Праведнаго отвергостеся, и испросите мужа убийцу дати вам// [[new:act:03:14|(Деян. 3:14)]]. И грехи, говорит, их Сам понесет, как недуги больных врач, в котором имеют нужду не здоровые, но больные [[new:lk:05:31|(Лк. 5:31)]]. См. также Толкование на [[old:is:53:07#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 53:7]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет** Представляя собой как бы заключительный вывод из всей данной главы, раскрывают нам внутренний, глубочайший смысл крестных страданий Мессии и их спасительные плоды. //Но Господу угодно было поразить Его.// Снова ясный ответ на главное недоумение иудеев - о смерти невинного страдальца. Согласно ложно-иудейскому пониманию, невинных страданий не существует, так как Бог их никогда не допустил бы. Разоблачая это заблуждение относительно Мессии, пророк и говорит, что в данном случав мы имеем исключение, что страдания и смерть сего Невинного происходили не вопреки воле Его Небесного Отца, но в полном согласии с нею ([[new:act:02:23|Деян. 2:23;]] [[new:fil:02:06|Флп. 2:6-7;]] [[new:kol:01:19|Кол. 1:19-20)]]. В славянском и у LXX и в Славянском переводе эта мысль выражена несколько иначе и, пожалуй, даже яснее: //Господь хощет очистити Его от язвы.// Большинство комментаторов этого текста устанавливают его непосредственную связь с концом 6-го стиха, где говорилось, что Господь возложил на Него грехи всех людей. Эта-то тяжесть всеобщего мирского греха и составляла ту болезнь, или "язву", для избавления от которой Мессии и должно было принести искупительную жертву, в виде крестной смерти. Пригвождение ко кресту, язва мирового греха, потеряла свою силу и дала возможность духовно-нравственного оздоровления всем, приобщающимся к этому благодатному источнику исцеления, как это прекрасно и разъяснено было выше: //"наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились"//. (5 ст.). В том-то и лежит глубочайшая тайна искупления, что Невинный страдает за виновных, чтобы открыть им источник оправдания. //Когда же душа Его принесет жертву умилостивления.// У LXX вместо слов //жертву умилостивления// стоит περὶ ἁμαρτίας, что по-слав. переведено - //О гресе.// Употребл. в евр. тексте термин - asam - по мнению гебраистов, буквально должен быть переведен словами: //жертва повинности,// что ближе подходит к жертве умилостивления. Подробно о характере и ритуале этой жертвы говорится специально в кн. Левит [[old:lev:05:01|(Лев. 5:1-19]]; [[old:lev:07:01|7:1-9)]]. "Основная идея жертвоприношения - asam - есть satisfactio, или удовлетворение нарушенных прав (в широком значении понятия). Идея удовлетворения здесь создается требованием божественной справедливости, а идея искупления вытекает из факта наказания, неразлучного с преступлением". //(И. Григорьев// - 228 примеч.). Здесь, таким образом, дается весьма важный дополнительный штрих, что искупительная смерть Мессии имела и умилостивительный характер, по отношению к высочайшей Божественной Правде: //"Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются"//; ([[old:ps:084:11|Пс. 84:11]] ст.). //Он узрит потомство долговечное и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.// Когда Господь Иисус Христос совершит Свою великую искупительную миссию и даст этим самым довлеющее удовлетворение Правде Божией, то всем этим Он снова откроет нам возможность получения многих и богатых благ от небесного Отца. Для выражения последней мысли пророк пользуется образом, наиболее понятным и симпатичным для ветхозаветного иудея. А для него, как мы знаем, одним из высших благ было многочисленное и продолжительное потомство, почему все патриархальные обетования, преимущественно и сосредоточиваются на этом именно пункте ([[old:gen:13:16|Быт. 13:16;]] [[old:gen:15:05|15:5;]] [[old:gen:17:05|17:5-6;]] [[old:gen:22:17|22:17;]] [[old:gen:28:14|28:14]] и др.). По отношению к Мессии это обетование имеет свое особое значение - указывает не на плотское, а на духовное потомство, т. е. на тех будущих исповедников христианства, о которых евангелист Иоанн Богослов пишет, что Господь "дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" [[new:in:01:12|(Ин. 1:12-13)]]. Не менее выразительно говорит о Нем и Псалмопевец в одном из мессианских псалмов: //"потомство будет служить Ему, и будет называться Господним во век"// [[old:ps:021:31|(Пс. 21:31)]]. Наконец, о том же "духовном Сионе", "рожденном от Бога" и об его всемирном распространении не раз уже говорил и пророк Исаия [[old:is:50:03|(Ис. 50:3;]] [[old:is:54:01|54:1,]] [[old:is:54:05|5,]] [[old:is:54:17|17;]] [[old:is:49:21|49:21;]] [[old:is:44:28|44:28]]; [[old:is:42:01|42:1,]] [[old:is:42:03|3,]] [[old:is:42:06|6]]; [[old:is:45:23|45:23]] и др.). Сам Мессия "увидит" это долгоживущее семя и будет, по отношению к нему, постоянным его руководителем и проводником Божественной воли, А так как выше говорилось уже о смерти и погребении Сына Божия, то ясно, что здесь implicite разумеется Его славное воскресение из мертвых и царственное сидение одесную Бога Отца. А это все - такие черты Мессии, которые не приложимы безусловно ни к кому, кроме Сына Божия. Следует отметать, что слова текста: //Он узрит потомство долговечное,// с еврейского буквально переводятся несколько иначе, более согласно с нашим комментарием: //Он узрит семя, будет долгоденствовать// (Иер. Фаддей - 214) //**Толковая Библия.**// [<10>]