[<10>] ====== Толкование на Ис. 56:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-7 **И иноплеменником приложившымся Господеви работати Ему и любити имя Господне, еже быти Ему в рабы и рабыни, и вся снабдящыя субботы Моя не оскверняти и держащыя завет Мой, введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком** Видишь ли ряд жертвоприношений, которые освящают жизнь не сами собой, но когда жизнь бывает свята по другим основаниям, тогда и они бывают святыми и приемлемыми. **«Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов»**. Видишь ли, как давно можно было языкам входить в дом Божий, как давно отверсты были врата? Итак, почему же ты, иудей, обвиняешь теперь Христа, когда слышишь Исаию, говорящего то же? Обрати внимание, что закон желает того же. Но однако они не могли следовать тому, чего желал закон; они думали, что жертвоприношений было достаточно для всего. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **И иноплеменником приложившымся Господеви работати Ему и любити имя Господне, еже быти Ему в рабы и рабыни, и вся снабдящыя субботы Моя не оскверняти и держащыя завет Мой, введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком** Сии слова надобно привести в связь с предшествующими, чтоб сказанное имело следующий смысл. //Сия глаголет Господь кажеником// [[old:is:56:04|(Ис. 56:4)]] **и иноплеменником приложившимся Господеви работати ему**. Итак обращает речь к язычникам, а не к одним только потомкам Израиля, которые, поднимая высоко бровь свою, презирали иноплеменников, называя себя самих частью и жребием Божиим и народом святым и говоря: //блажени есми Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть// [[old:var:04:04|(Вар. 4:4)]]. Несомненно, что с Богом соединяет не плотское благородство; ибо наследием Божиим они сделались не потому, что произошли от Авраама, но причислены к народу Его те, которые прилепились к Нему чрез духовное единение, хотя некоторые из них были иноплеменники, присоединившиеся чрез веру и считавшие славою для себя служить Ему и любитьЕго имя,– любить же так, что чрез всецелое подчинение Его царству, всегда подчиняться Его игу, не уступая тому, что незаконно и не имея ни малейшей наклонности возвращаться к служению иным богам, напротив имея утвержденный и непоколебимый ум и так храня субботы Его, очевидно Христа, чтоб не осквернять их. Ибо Иудеи субботствуют по закону, охраняя тело от всякого труда и заботясь о свободе от телесных дел. Но такое субботствование презренно в очах Божиих; входящий же в покой Христа и духовно субботствующий успокоился от собственных своих дел. Так именно пишет премудрый Павел. Теперь он обещает ввести иноплеменников в гору святую Свою и возвеселить их в доме молитвы своея. Отсюда уразумей, что сень закона отринута и ветхость письмени оказалась бездейственною; //ибо вся быша нова// во Христе, //древняя мимоидоша// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]]. Закон же не позволял иноплеменникам входить в дом Божий; ибо говорит: //да не внидет Аммонитин и Моавитин в дом Господень// [[old:vtor:28:8|(Втор. 28:8)]]. Но Спаситель всех и Господь, приводя в духовное обновление все наше, обещает ввести иноплеменников в дом святой Свой. Горою же святою Он называет не что иное, как Свою церковь; вошедшие в нее возвеселятся, очевидно, наслаждаясь Его дарованиями и обогатившись надеждою святых. А что они будут проводить чистую жизнь и Бог будет благосклонен и милостив к ним, на это указал, говоря: **всесожжения их и жертвы будут приятны на требнице моем**. А эти выражения заимствованы из примера и образа служения по закону. Ибо Израильтяне имели обыкновение приносить во всесожжение овнов и волов и приносить жертвы. Когда же, как я сказал, тень прошла, призванные из язычников получают доступ не чрез кровавые жертвы, но как бы сами себя приносят в жертву Богу, умирая для мира, живя же для правды, как написано (ср. [[new:gal:06:14|Гал. 6:14]]; [[new:1pet:02:24|1 Пет. 2:24]]). А будут приятными и в воню благоухания как те, которые всю свою жизнь делают святою, так что могут быт считаемы в числе всесожжений; так и те, которые приносят частичную жертву, какова жизнь вступивших в брак о Господе, потому что они некоторым образом разделились между Богом и миром. Ибо приносимые в жертву животные были возлагаемы на жертвенник не всецело, но только на половину или отчасти. Посему приятны те иноплеменники, которые самих себя приносили в благоухание духовное. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-7 **Я сыновей пришельца, которые присоединяются к Господу, чтобы почитать Его, и любят имя Его, чтобы быть рабами Его всякого, хранящего субботу от осквернения и держащагося **(или** держащихся**)** завета Моего. Приведу их на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моей; всесожжения их и жертвы их будут угодны Мне на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов** После евнухов переходит к иноплеменникам, на которых прежде указал и обещает также и им награды, если они будут служить Ему и от рабства перейдут к возлюблению имени Его, чтобы быть рабами Его, каким был и апостол Павел, пишущий в начале своих посланий: //Павел раб Иисус Христов// [[new:rim:01:01|(Рим. 1:1)]], и Моисей, служитель Божий [[new:evr:03:start|(Евр. 3)]]. Прибавленное же в Семидесяти //и рабынями// мы отметили спереди обелом. Ибо не может быть, чтобы к духовных дарованиях было какое либо различие пола, так как во Христе Иисусе нет мужчины и женщины, но все мы в Нем составляем одно [[new:in:17:start|(Ин. 17)]]. О субботе и вечном завете мы выше сказали. Итак, кто будет делать это, того Бог приведет на гору святую Свою и будете доставлять радость ему в доме молитвы Своей. Гора святая — это или учения истины и исповедание Троицы, или Cам Господь, к которому в последнее время (по этому же Исаии и Михею пророку) потекут весьма многие народы [[old:is:56:start|(Ис. 2]]; [[old:mih:04:start|Мих. 4)]]. Дом же молитвы есть Церковь, которая распространена по всему миру, а не храм Иерусалимский, который ограничивается весьма узкими пределами земли Иудейской. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов** //Я приведу на святую гору Мою... дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.// Упоминание здесь о "горе святой" естественно ведет нашу мысль к раннейшей специальной речи того же пророка об этой святой горе, под которой он, вообще, разумеет судьбы новозаветной, Христовой церкви (2 гл.). Под "домом молитвы", о котором здесь неоднократно говорится, хотя многие и склонны разуметь ветхозаветный иерусалимский храм, но это едва ли справедливо, особенно, ввиду ясных слон Господа, что //"наступает время, когда и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу в Духе и истине"// [[new:in:04:21|(Ин. 4:21]], [[new:in:04:23|23-24)]]. "Поэтому пророчество Исаии, как справедливо говорит Властов, должно было иметь обширнейшее значение и обнимать собою весь мир христианский, т. е. Церковь Христову, как вечный храм вечному Богу, в котором каждая душа христианская, поклоняющаяся Господу Богу "в духе и истине", будет услышана милосердным Отцом" (Властов, Священ. Летоп. V гл. 332 с.). //**Толковая Библия.**// [<10>]