[<10>] ====== Толкование на Ис. 57:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал** **«Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык?»**. Мне кажется, здесь пророк порицает злохуления их, которыми они упрекали Бога. **«Высовываете язык»**. Здесь, мне кажется, они обвиняли Бога в том, что пути Его были неправедны. **«Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам?..»**. Чтобы показать, вследствие чего они были сынами пагубы, пророк говорит: **«под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал?»**. Он вновь обвиняет их как бы так: вы не познали даже природы. Разве вы не знали, что закалать сынов противно природе? **«Между расселинами скал»**. Вы не считали их достойными гробницы, говорит, и вам недостаточно было закалать их пред идолами, но вы закалали их в отдаленных местах: **«под каждым ветвистым деревом»**. Если недостоин прощения тот, кто почитает идолов, то тем более тот, кто приносит жертву деревьям. Идолы могли прельщать их, как имеющие некоторую форму, но каким образом они прельщались деревьями, не имеющими такой формы? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **в чем услаждастеся и на кого отверзосте уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш? не вы ли есте чада пагубы, семя беззаконно** См. Толкование на [[old:is:57:03#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 57:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-5 **Над кем вы глумились? На кого расширяли уста и высовывали язык? Не сыновья ли вы преступные, семя лживое, утешающиеся богами под всяким ветвистым деревом, закалающие детей при ручьях под выступами скалы** Вы, говорит, делали то, о чем сказано в предшествующей речи. Вы сыновья преступные или погибели, каким был и Иуда предатель, который назван сыном погибели [[new:in:17:start|(Ин. 17)]], и семя беззаконное или лживое, или же [семя] лжи, наслаждающиеся богами под всяким ветвистым деревом и закаляющие сыновей своих при ручьях. Об этом говорит и история Царей и Паралипоменон, что закалали богам детей своих и освящали их посредством огня [[old:4ts:16:start|(4 Цар. 16]], [[old:4ts:17:start|4 Цар. 17]], [[old:2par:28:start|2 Пар. 28)]]. Это именно, без сомнения, делали и Ахав, царь израильский, и Манассия, царь иудейский, которые от убиения детей дошли до пролития крови пророков, о чем и у Осии говорится: //пожрите человеков, оскудении бо тельцы// [[old:os:13:02|(Ос. 13:2)]]. Или, как написано в еврейском: "закалая детей, поклоняетесь тельцам". И в Псалмах более подробно пишется: //смесишася во язицех, и навыкоша делом их, и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. И пролияша кровь неповинную или невинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским, и была напоена земля кровми и осквернися в делех их// [[old:ps:105:35|(Пс. 105:35-39)]]. Так как ясно повествование, что убийцы Христа—сыновья делающих это, то мы встречаемся с вопросом: как сыновья называются сынами погибели вопреки тем, кои признают различные природы: одну погибшую и злую и не могущую спастись, и другую добрую, не могущую погибнуть. Ибо если, как они думают, сыновья погибели обладают наихудшею природою, то каким образом обретено то, что прежде было погибшим? Поэтому и в притчах о кающихся и овца, погибшая из ста овец, и драхма, потерянная из десяти, отыскиваются, и сына погибшего находят, о котором отец сказал к старшему [сыну]: //брат твой сей изгибл бе, и обретеся, мертв бе, и оживе// [[new:lk:15:32|(Лк. 15:32)]], Ибо всегда погибает только то, что прежде было в целости, и умирает только то, что прежде жило. Итак те, которые теперь называются сынами погибели или беззакония и преступления, по собственной вине оставили Господа и из сыновей Господа начали быть сынами погибели по словам того же самого пророка к ним: //остависте Господа и разгневасте Святаго Исраилева// [[old:is:01:04|(Ис. 1:4)]]. Можем в переносном смысле понимать это и в отношении к еретикам, которые суть сыновья погибели и семя наихудшее или лжи. Ибо от начала они лживы подобно диаволу, который есть отец ея, который есть отец всякой лжи. Они призывают прельщенных ими к идолам или к кумирам своих учений под ветвистые и подобные рощам деревья, обещая им удовольствия и наслаждения или скрывая свою нечистоту. Поэтому и Адам, когда согрешил, то скрылся в раю под деревом от лица Божия [[old:gen:03:start|(Быт. 3)]]. И не подлежит сомнению, что подобного рода сыновья погибели и семя беззаконное имеют весьма многих сыновей, прельщенных ими, и убивают их в глубине долин и в бездне беззакония под выступами скал, которые постоянно грозят падением и которые, соответственно различию лжи и разнообразию превратных учений, называются многими скалами. Мы же имеем одну скалу, которая всегда следует за народом, из которой некогда пил народ израильский, когда пользовался любовию Господа. См. также Толкование на [[old:is:57:03#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 57:3]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи** См. Толкование на [[old:is:57:03#lopuxin_ap|Ис. 57:3]] [<10>]