[<10>] ====== Толкование на Ис. 57:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место** См. Толкование на [[old:is:57:07#svt_ioann_zlatoust|Ис. 57:7]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **и за подвоями дверий твоих положил еси память твою: мыслил еси, яко аще от Мене отступиши, более нечто возымееши: возлюбил еси спящыя с тобою, и умножил еси блужение твое с ними, и многи сотворил, иже далече от Тебе, и послал еси послы за пределы твоя, и смирился еси даже до ада** Рассказывают, что Израильтяне дошли до такого заблуждения, что они даже на дверях и на косяках дверей вырезывали изображения идолов, чтоб и входя в домы и выходя из них видеть их и иметь постоянную память о них. Все это по справедливости может считаться ясным доказательством их величайшего нечестия; разные изображения идолов они называли Спасителями и помощниками. Всякое постыдное удовольствие, и всякое зло, обольщающее человеческий ум, как-бы обещают человеку, что он насладится некоторым счастьем и что участие в том, что прежде было неизвестно, доставит ему лучшее состояние, чем в каком он был прежде. Но пленивши человека таким образом, наконец увлекает его, куда хочет. Но одни-неразумные, на опыте узнавши зло, с трудом возвращаются в прежнее свое состояние; другие же, тщательно рассмотревши очами мысленными последствие каждого дела, не поддаются обольщению; напротив охраняют свой ум от повреждения, усматривая наперед последствия искушения. Но не такова была синагога иудейская. Ибо она находилась под защитою всемогущего Бога, облечена была Им славою, была страшна и невыносима для соседних народов, имела самое вожделенное упование и исполнена была всякого благополучия. Она повиновалась закону Моисея и служила истинному и по естеству Богу и в продолжении значительного времени не позволяла себе иного, кроме него, называть Богом и не знала иного предмета для поклонения. Но после того, как увлечена была некоторыми учителями и нечестивыми пастырями, она впала в измену Богу и преклонилась пред делами собственных рук, может быть, вообразивши, что, отвергнувши любовь к Богу, она достигнет лучшего состояния. За это-то и обвиняет ее говоря: **Мыслил еси, яко аще от Мене отступиши, более нечто возымееши**. Но не осуществилось в действительности ею ожидаемое под влиянием столь жалкой и суетной надежды. Напротив они оказались среди всех бедствий. Итак, отвергнув благородство своего рода и совершенно пренебрегши верностью ему, они не достигли никакого увеличения благополучия. И что еще безумнее сего, **возлюбил еси спящыя с тобою, и умно жил еси блужение твое с ними** и говорит с ними как с распутною женщиною. Кто же это были лежащие с нею? Может быть, это- лжепастыри, люди, сожженные в уме своем, как говорит блаженный Павел [[new:1tim:04:02|(1Тим.4:2)]] и исполненные тьмы диавольской? Они были для нее путем и причиною погибели, удаляли ее от общения с Богом, как бы влагали в нее семена нечестия и склоняли плодоприносить сатане преступления дерзости против Бога. Говорим, что любодеяние некоторых, или отпадение от Бога увеличивается тогда, когда сила пороков обнаруживается не в одном каком либо роде и виде, но проистекает из очень сильной порчи и порождает многое-такое, за что можно сильно порицать делающих сие. Так, например, за решимостью служить сатане наступает совершенная невозможность-поступать здраво и правильно, напротив, как бы устремление по всем путям нечистых и скверных удовольствий. Спутниками таких пороков бывают и другие подобные им роды зла,– волшебства, вопрошение мертвых о будущем, бессмысленные вымыслы наблюдателей за предзнаменованиями, ложные предсказания, ложь астрологов и сверх того наблюдение за днями, часами, временами и годами. Таким образом, говорит, умноживши **блужение твое, многи сотворил еси, иже далече от тебе**. А кто это были такие, необходимо опять исследовать это. Или разумеет (здесь) святых пророков, которые, видя, что она дошла до крайней наглости и впала во всякий вид нечестия, отступили от нее, как скверной, как бы вопия и говори: //врачевахом Вавилона, и не исцеле: оставим его и отидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его и воздвижеся даже до звезд// [[old:ier:51:09|(Иер. 51:9)]]. поелику Вавилон назван землею изваянных и тою же болезнью сильно страдал и Иерусалим; то божественные пророки по всей справедливости называют его Вавилоном. Или может быть слова: **многи сотворил еси, уже далече от Тебе** (надобно понимать в том смысле, что) совершая богослужение соседних народов и воздавая почести лжеименным их богам, призывали их, привязывались к ним и служили им,-одни-одним, другие- другим. посему Бог устами Иеремии негде сказал, что //по числу бо градов твоих быша бози твои, Иудо, и по числу путий Иерусалимских жряху Ваалу// [[old:ier:02:28|(Иер.2:28)]]. Думаю, что тоже означают и слова: **и послал еси послы за пределы, твоя**; ибо не довольствуясь находящимися у них богами, приглашали, как я сказал, еще многих других, каждый по своему благоусмотрению. Или может быть слова: **посла еси послы за пределы твоя** означают то, что у них безмерно распространилось прелюбодеяние, так что переносное выражение сделалось собственным обычным выражением у тех, которые в каждом деле заходили далее обычных пределов. Какой конец отступления от Бога, безмерного любодеяния и нечестивых деяний, или отвращения от лучшего к худшему? Крайнее унижение, говорит, и ниспадение в самую глубокую пропасть погибели, поелику ты не восхотел оставаться на высоте и иметь прочное благополучие; то подвергся унижению. А что некоторые Израильтяне были возвышены и достигли славы у Бога, это может быть ясно из слов самого Бога, устами Исаии говорящего о них: //сыны родих и возвисих// [[old:is:01:02|(Ис. 1:2)]]. Итак сам он накликал на себя унижение, потому что нечестиво поступил против возвысившего его Бога. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8-9 **И за дверью и за косяком поставила памятник **(memoriale)** свой. Ибо близ Меня ты обнажилась и приняла прелюбодея; расширила ложе свое и договаривалась с ними; возлюбила ложе их рукою открытою: и украсила себя для царя **[или царскою]** мастию и умножила прикрасы твои. Далеко посылала послов своих и смирилась до преисподней** Сначала скажем о еврейском [тексте], который в этом месте много отличается от Семидесяти. К коей выше сказал: //на горе высокой и возвышенной поставила ты ложе свое// и которую обличал как блудницу, публично выставленную при входе в дома и в темных местах за дверями, чтобы каждый, желающий войти в здание, имел пред глазами выставленное наслаждение: эту, как жену прелюбодейную, уличает и обвиняет теперь в том, что она, спя с мужем, тайно принимала прелюбодея и раскрывала покрывало или скорее расширяла ложе свое и договаривалась, как бы заключая контракт с прелюбодеями относительно приданого. Говорит же это с той целью, чтобы показать, что не только на полях и в домах почитали идолов, но и в храме поставили кумир Ваала, о котором и Иезекииль говорит, что видел его в прокопанной стене [[old:iez:08:start|(Иез. 8)]]. **Возлюбила**, говорит, **ложе их рукою открытою**, так что не стыдилась греха своего и не желала скрывать гнусность любодеяния, но грешила с полною свободою. **И украсила себя для царя мастию и умножила** идолов своих. Смысл такой: ты изыскивала разнообразные украшения, чтобы и видом и запахом приманивать прелюбодеев. Слова же: **украсила себя для царя мастию** понимаются двояко: или для царя - Бога, так как ты украшаешься тем, что Он дал, и выставляешь себя идолам, или для царя - идола аммонитского, который называется Молохом и на нашем языке значит царь, как мы читаем Melchom в других местах по Семидесяти [[old:sof:01:06|(Соф. 1:6)]]. Я далеко посылала послов своих, чтобы любодействовать с идолами не только соседних, но и вдалеке находящихся народов. Указывает же на богов вавилонских и египетских. И смирилась, говорит, до преисподней,—не тем смирением, которое похвально, и тем, которым Аммон смирил свою сестру Фамарь [[old:2par:13:14|(2 Пар. 13:14)]]. И действительно, велико смирение или скорее низвержение в преисподнюю, чтобы из света и с высоты непорочности низвергнуться во тьму разврата или в бездну похотей. Ей в другом месте говорится: "низведут тебя в преисподнюю". Смысл того, в чем разнится текст Семидесяти, по моему мнению следующий: неужели ты, блудница, думала, что если отступишь от Меня и соединишься с любовниками своими, то найдешь нечто большее? Ей и через Иезекииля Бог говорит: //всем блудившим даяше наем, и ты дала еси наем, и бысть в тебе сопротивно// [[old:iez:16:33|(Иез. 16:33-34)]]. Ибо не только ничего не получила ты от любовников своих, но потеряла и то, что получила от мужа. Следующего же затем: **расширила ложе свое и договаривалась с ними** нет у Семидесяти. Она полюбила охранителей слепых, и псов немых, которые спя видят пустые сны. И умножила она любодеяние свое, так что не один раз с одним, но часто и с весьма многими смешивалась. Поэтому она многих удалила от себя: ангелов, которые охраняли ее, или святых мужей, которые удалились от сообщества такого рода блудницы. Это мы можем сказать и о еретиках, которые, оставив Бога, следуют своим заблуждениям, и думают, что они будут иметь нечто большее, когда, следуя лжи, утратят истину и умножат свое любодеяние, не в одном учении, а во многих, и удалят от себя охранителей церквей, ангелов: не довольствуясь любодеянием с соседями, они посылают послов за пределы свои к учениям язычников и к заблуждениям иноплеменных народов, чтобы новизною речей обольщать слушающих. См. также Толкование на [[old:is:57:07#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 57:7]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место** См. Толкование на [[old:is:57:05#lopuxin_ap|Ис. 57:5]] [<10>]