[<10>] ====== Толкование на Ис. 57:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Многими путьми твоими трудился еси, и не рекл еси: престану крепящься, яко сотворил еси сия, сего ради не помолился Ми еси ты** См. Толкование на [[old:is:57:09#svt_ioann_zlatoust|Ис. 57:9]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Многими путьми твоими трудился еси, и не рекл еси: престану крепящься, яко сотворил еси сия, сего ради не помолился Ми еси ты** А каким образом он был унижен, это показывает тотчас; ибо говорит: **многими путьми твоими трудился еси**. Ибо ходя как бы по всем путям погибели, они совершенно бесполезно потратили силы души, очевидно, духовные, и утомились безмерно, употребивши старания о пагубных делах. Или может быть под многими путями здесь разумеет то, что они постоянно влекутся к иным богам и пренебрегают теми, которые уже у них есть, и отыскивают тех, которые находятся у кого-нибудь другого, и подобно пьяным бросаются туда и сюда и не имеют в себе опоры и устойчивости – ума. Но это случается испытывать и нам среди постыдных удовольствий. Ибо иногда ум увлекается всяким видом нечистоты, иногда превозносит похвалами богатство, иногда с увлечением предаются плотским удовольствиям и побеждается суетного славою и как бы уносится всяким ветром, согласно с сказанным о ком-то устами Иеремии: //в похотех души своея ветром ношашеся, предан бысть, кто обратит его// [[old:ier:02:24|(Иер. 2:24)]]? Ибо душа, подвергшаяся этому, будет всецело предана приступам страстей. И этому учит Приточник говоря: //строптивая бо помышления отлучают от Бога и парение похоти пременяет ум незлобив// [[old:prs:01:03|(Прем. 1:3,]][[old:prs:04:12|4:12)]]. Итак нужно сойти с ума, чтоб стремглав броситься со скалы, и услаждаться постыдными удовольствиями и предаваться им, чтоб утомившись разнообразием их сделаться добычею диавола. Итак ты, говорит, о Иерусалим, сделавший это не сказал: престану, крепящийся; то есть, ты не пресек пути помыслам о постыдном, не положил меры отступлению, не прекратил попечения о зле, напротив еще ревностнее стараешься делать то, чему никогда не следовало быть. Ибо дело души, имеющей даже ограниченный смысл – не допускать подчинения греховным желаниям; а если случится подвергнуться этому, то-прибегать к покаянию и чрез обращение к лучшему, уничтожить преступления. Если же она неудержимо устремилась к постыдным делам и ко всему этому пренебрегает необходимостью покаяния; то увидишь, что она, находясь в таком состоянии, прилагает грех ко греху, болезнь к болезни. Посему Бог всяческих находящихся в таком состоянии обвиняет и говорит: //еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится? Вскую отвратишася людие мои сии во Иерусалиме отвращением безстудным и укрепишася во произволении своем и не восхотеша обратитися// [[old:ier:08:04|(Иер. 8:4,]][[old:ier:08:05|5)]]? Но **яко сотворил еси сия**, говорит, **сего ради не помолился Ми еси ты**. Но хотя ты дерзнул совершить столь постыдные и отвратительные дела; то не смотря на это не надлежало ли тебе обратиться к Богу с мольбою и просить у него помилования? Ибо Он, будучи благ по естеству и зная создание наше, по написанному [[old:ps:102:14|(Пс. 102:14)]], приемлет тех, которые желают принести покаяние. Посему чрез одного из святых пророков сказал: //возвратитеся сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша// [[old:ier:03:22|(Иер. 3:22)]]. Итак доказательством крайнего безумия и всецелого отвращения (от Бога) служит то, что находившиеся в таких бедствиях не обращаются к Богу и не просят у Него помилования чрез исповедание грехов. Ибо написано: //глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися// [[old:is:43:26|(Ис. 43:26)]]. Некто же воспевает и говорит: //рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и ты оставил еси нечестие сердца моего// [[old:ps:031:05|(Пс. 31:5)]]. Но Иудеи отличались каким-то шатким и бессильным и исполненным невежества умом; ибо они постоянно готовы были отступать от Бога живого и увлекаться иными богами, когда уже им возвещено было, что придет множество Вавилонян, какого еще не бывало. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **От множества путей своих ты утомилась, но не говорила: успокоюсь; ты находила жизнь в руке своей, поэтому не просила Меня** Не утомляется тот, кто ходит одним и царским путем, относительно которого Бог заповедал чрез Моисея: "путем царским будешь ходить и не уклонишься ни направо, ни налево" [[old:vtor:05:start|(Втор. 5)]]. Один путь истины, который говорит в Евангелии: //Аз есмь путь, истина и живот// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]], но много путей лжи, в хождении по которым теперь обличается Иерусалим и, зная различие между которыми, Бог выше говорит к заблуждающим: //ниже якоже путие ваши путие Мои// [[old:is:55:08|(Ис. 55:8)]] и о которых исповедающиюся говорят Богу, //уклонил еси [стези] нашия от пути твоего// [[old:ps:043:19|(Пс. 43:19)]]. Итак, познав единый царский путь, рассмотрим, какие правые пути и левые, по которым нам воспрещается ходить. Путь царский — умеренный, он не заключает в себе ни более, ни менее. Например, правый и царский путь есть мудрость. Мы уклоняемся к правому, если мудрствуем более, чем следует мудрствовать и вместо мудрости любим хитрость, вследствие которой [или ибо] змей был мудрее всех зверей в раю [[old:gen:03:start|(Быт. 3)]] и сыны тьмы мудрее сынов света [[new:lk:16:start|(Лк. 16)]]. К левому мы уклоняемся, когда бываем безрассудными и менее надлежащнго мудрыми. О таковых сказано: //Рече безумец в сердце своем: несть Бог// [[old:ps:013:01|(Пс. 13:1)]]. Также благочестие и истинное богопочтение есть царский путь. Уклоняется к правому, тот, кто суеверен и заслуживает того, чтобы услышать: //не буди правдив велми// [[old:ekl:07:17|(Еккл. 7:17)]], к левому—тот, кто пренебрегает богопочтением и причисляется к козлам и козлятам. Также щедрость и бережливость есть весьма великая добродетель, от которой уклоняется к правому тот, кто скуп, и не только другим, но и себе не уделяет того, что нужно, а к левому тот, κто проживает свое состояние с блудницами и говорит с Израилем: //да ямы и пием, утре бо умрем// [[old:is:22:13|(Ис. 22:13)]]. Также мужество и твердость есть царский путь, от которого уклоняется в правому отчаянный и упорный, а к левому-трусливый и боязливый. Поэтому святый муж, желая ходить но правому пути, молится: „наставь меня,Господи, на путь правый" [[old:ps:138:start|(Пс. 138)]] и в другом: месте: //скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе возвел я очи мои// [[old:ps:142:08|(Пс. 142:8)]]. О подобном пути и в ином месте Писание говорит: //вопросите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете очищение душам вашим// [[old:ier:06:16|(Иер. 6:16)]]. Следовательно Иерусалим потому смирился до преисподней, что утомился от многих путей и не говорил: чрез покаяние исправлю заблуждение, но напротив того: буду крепко держаться начатого и не буду заботиться о словах поучающаго: //отврати ногу твою от пути стропотна и гортань твой от жажды// [[old:ier:02:25|(Иер. 2:25)]]. Наконец следует: а она ответила: άνδρΐαομβι то есть //буду действовать мужественно//, что теперь выражается другими словами чрез: //буду крепко держаться//. И так как она делала то, о чем в предшествующих словах сказано, то не умоляла Господа, более полагаясь на свои силы, чем на Бога. Далее то, что стоит в еврейском: //ты находила жизнь в руке своей, поэтому не просила//, имеет следующий смысл и значение: так как ты имела обилие во всем и утопала в богатстве, то презирала Господа, от какового богатства отказывается и Соломон, чтобы не забыть Бога [[old:pr:30:start|(Притч. 30)]]. И Содом говорится чрез Иезекииля: //так как ты пресытилась хлебами, то возгордилась// [[old:iez:16:start|(Иез. 16)]]. Но не только богатство, а и бедность искушает человека. Поэтому выше написано: //Я испытал тебя в горниле нищеты// [[old:is:48:10|(Ис. 48:10)]], в котором был испытан и бедный Лазарь, который терпел нищету и вместе немощность [[new:lk:16:start|(Лк. 16)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: "надежда потеряна!"; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления** См. Толкование на [[old:is:57:05#lopuxin_ap|Ис. 57:5]] [<10>]