[<10>] ====== Толкование на Ис. 57:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня** Здесь не было места страху, потому что ты не знал величия Моей силы и их слабости. Ясно, что это послужило тебе только бесчестием. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-12 **Кого благопочет убоялся еси, и солгал Ми? и не помянул еси Мене, ниже приял Мя еси во ум, ниже в сердце твое? И Аз тя видя, презираю, и не убоялся еси Мене. И аз возвещу правду твою и злобы твоя, яже не успеют тебе** Но, о неразумный, говорит, кого благопочести **убоялся еси, и солгал Ми еси**? Ибо тиран Вавилонский-человек и в сравнении с божественною силою находящееся у него войско-ничто; потому что о Боге написано: //содержай круг земли: и живущия на ней аки пруги// [[old:is:40:22|(Ис. 40:22)]]. И опять пророк Исаия сказал: //вси языцы, аки капля от кади и яко претяжение веса, вменишася и аки плюновение вменятся. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его//? [[old:is:40:15|(Ис. 40:15,]][[old:is:40:18|18)]]. Посему безумные подумали, что земной человек сильнее Бога и изменили благоговению пред Ним и вообразили, что спасутся чрез богов, которые не суть боги. Ибо какая польза может быть от камня и дерева? Посему и сказано о них: //во время озлобления своего рекут: востани и избави нас. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? да востанут и избавят тя во время озлобления твоего// [[old:ier:02:27|(Иер. 2:27,]][[old:ier:02:28|28)]]. Обманули же Бога не словами только, но и самыми делами. Вот что, например, сказано о них: //ждах, да сотворят гроздие, сотвори же терние, и не правду, но вопль// [[old:is:05:04|(Ис.5:4,]][[old:is:05:07|7)]]. И божественный псалмопевец как бы от лица Христа сказал о всех: //сынове чуждии солгаша Ми: сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих// [[old:ps:017:45|(Пс. 17:45,]][[old:ps:017:47|47)]] Устами пророка Иезекииля Бог сказал матери Иудеев, разумею, синагоге: //якоже сотворила еси, сице будет ти, воздаяние твое воздастся на главу твою// [[old:av:01:15|(Ав. 1:15)]]. Точно также и пророк Исаия говорит: горе беззаконному: //лукавая бо приключатся ему по делом рук его// [[old:is:03:11|(Ис. 3:11)]]. На тоже самое указывается и теперь вышеприведенными словами: поелику, говорит, ты отверг познание о мне; то будешь презрен Мною и подвергнешься равному твоим преступлениям наказанию. Забывает же истинного и по естеству Бога и владыку всяческих не тот только, кто не помнит, что Бог есть (//ибо и беси веруют и трепещут//, по слову Апостола [[new:iak:02:19|(Иак. 2:19)]]), но и кто не хочет служить Ему и пренебрежительно относится к повелениям Его, так что является необузданным и непокорным и всецело преклонившимся ко всему несогласному с тем, что должно исполнять. Посему и Бог забывает и презирает не помнящих Его, как бы не простирая помогающей десницы своей, и лишая их всякого попечения. Это и случилось с Израилем; ибо он не убоялся Господа неба и земли, Творца и Художника всяческих; но как бы отрешивши свою выю от Его власти, служил мнимым богам. Поэтому-то и говорит, что **не убоялся еси Мене, и аз возвещу правду твою и злобы твоя**. Злобами называет, очевидно, отступление от него и поклонение тем богам, которые он сам сделал. Бог всяческих возвещает правду свою против тех, которые привыкли поступать так, произнося над ними божественный приговор и налагая на них должное наказание. Ибо они поступали дерзко не по отношению к какому-нибудь подобному человеку, но по отношению к верховному и высшему и всем правящему Существу. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кого испугавшись, ты убоялась! Ибо ты лгала и не помнила обо Мне и не помышляла в сердце своем, так как Я молчал и как бы не видел, и **[поэтому]** ты забыла обо Мне** Так как ты, обладая полными житницами, полагаешься на богатство, не хотела просить Меня; то боялась весьма многих. Ибо ты не могла сказать: //Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя// [[old:ps:117:07|(Пс. 117:7)]]: и опять: //Господь просвещение мое и Спаситель мой, то убоюся// [[old:ps:026:01|(Пс. 26:1)]]. Если, вопреки сознанию своего ума, ты когда либо захотела [сказать] это, то лгала. Ибо как могла призывать Меня ты, которая не помнила обо Мне и не помышляла о заповедях того, кто говорит: //чти Господа, и укрепишися: кроме же Его не бойся иного// [[old:pr:07:01|(Притч. 7:1)]]. Ибо Я тот, который, по Симмаху и Акиле, всегда молчал о грехах твоих и как бы не видел и, оставляя, без внимания, пренебрегал преступления, делавшиеся тобою, чтобы ты возвратилась ко Мне если не чрез страх предо Мною, то чрез долготерпение, который не очами, а веждами испытываю сынов человеческих [[old:ps:010:start|(Пс. 10)]]. А ты, напротив, позабыла обо Мне и заслужила того, чтобы услышать: //забыла еси закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя// [[old:os:04:06|(Ос. 4:6)]], и еще: „они ходили обратившись против Меня, и Я буду ходить с гневом, обращенным против них“. Об уме, который у Семидесяти соединяется с сердцем, не написано в еврейском, но это прибавлено, как пояснение того, что следует разуметь в Писании под сердцем. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня** См. Толкование на [[old:is:57:05#lopuxin_ap|Ис. 57:5]] [<10>]