[<10>] ====== Толкование на Ис. 57:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-14 ** егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих: сия бо вся ветр возмет, и отнесет буря: А держащиися Мене стяжут землю и наследят гору святую Мою. И рекут: очистите пред лицем его пути и отимите претыкания от пути людий Моих** **«Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое?»**, – т.е. тебя не защитят идолы, на которых ты надеялся. **«Всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего»**. Акила говорит: //«соблазн»//; Симмах сказал: //«претыкание от пути народа Моего»//. Смотри опять на силу Его, – Он многое обличал в них. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 13-14 ** егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих: сия бо вся ветр возмет, и отнесет буря: А держащиися Мене стяжут землю и наследят гору святую Мою. И рекут: очистите пред лицем его пути и отимите претыкания от пути людий Моих** А что для них было совершенно бесполезно изобретение лжеименных богов, – это показывает, говоря, что не успеют тебе, и что это-несомненная истина, показывает, говоря: **егда возопиеши, да избавят тя в печалех твоих**. Итак, как говорит пророк, //что пользует изваяное, яко изваяша е? создаша слияние, мечтание ложное// и „его устроил мастер и оно не Бог» [[old:avm:02:18|(Авм. 2:18)]]. Потом идол, сделанный из дерева и камня, и изобретения искусства человеческого могут ли заблуждающимся оказать больше помощи, чем Бог? Посему и говорит, что сия вся ветр возмет и отнесет буря. Кого-это? Или измышленных ими богов, или может быть самих поклоняющихся им, которые, подобно праху и пыли, разносятся от дуновения ветров. Об этом именно, думаю, и сказано в книге Псалмов: //да будут яко прах пред лицем ветра// [[old:ps:034:05|(Пс. 34:5)]], то есть, превратятся в ничто. Боговдохновенное писание обыкновенно и часто силу искушений и наказания уподобляет вихрю и буре. К предшествующим словам необходимо присоединены и сии. Ибо совершенно необходимо было, чтоб ясно показаны были и наказание людям, преданным греху, и отступникам, и награды любящим Его. А Его обетование несомненно истинно. Ибо всякий, кто любит Его и не считает ничего лучше всецелой любви к Нему, тот отличается всякими добрыми делами. Он будет наследником уготованной святым земли, на которую указывал и Сам Спаситель, говоря: //блажени кротцыи, яко тии наследят землю// [[new:mf:05:05|(Мф. 5:5)]]. Под горою же святою, упоминаемою в сих словах, разумеется, думаю, вышний град, небесный Иерусалим, прекрасный град святых. Ибо божественный Давид негде воспевает и говорит о нем: //кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем его! Неповинен рукама и чист сердцем// [[old:ps:023:03|(Пс. 23:3,]][[old:ps:023:04|4)]]. Итак для всех, прилепляющихся к Богу, земля святых и священная, и славная гора будет наследием. Кажется, и теперь ведет речь об уверовавших в Него из иудейского народа; из них начатком и первыми были божественные ученики, которые имеют крепкую любовь к Нему, непоколебимую веру в него, безупречное послушание, и непрестающую любовь. Посему и говорят: //кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь// [[new:rim:08:35|(Рим. 8:35)]]? Они-то сделались наследниками царства небесного и стяжали себе вышнюю землю, уготованную кротким. Имя же кротких приличествует тем, которые ведут евангельскую жизнь; им и заповедал Христос не гневаться и не мстить тем, которые нанесли оскорбление, напротив стараться делать добро и тем, которые находятся в числе врагов: //добро творите//, говорит, //врагам вашим и молитеся за творящих вам напасть и ударяющему тя в десную твою ланиту обрати ему и другую// [[new:mf:05:39|(Мф. 5:39,]][[new:mf:05:44|44)]]. А все это служит блистательным доказательством высокого долготерпения и кротости. А тем, которые стяжали землю и гору святую, как бы в обетовании и надежде будет сказано: **очистите пред лицем его пути**, а это очевидно тоже, что: //уготовайте путь Господень, правы сотворите стези его// [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]]. А каким способом совершается приготовление, уяснил, говоря: **отимите претыкания от пути людей Моих**, то есть сделайте ровным и удобным путь спасения чрез веру всем живущим на земле; не должно быть на нем никакой неровности и затруднения. Ибо закон Моисеев не знал помилования и был неудобоисполним; все мы много согрешаем и ни одного нельзя найти между нами свободного и способного безупречно исполнить Его. Посему божественные ученики тем, которые после веры хотели возвратиться к сеням закона, говорили: //ныне убо что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, его же ни отцы наши, ни мы возмогохом понести// [[new:act:15:10|(Деян. 15:10)]]. И Павел сказал: что закон преступлений ради приложися, потому что закон есть обличение греха и нарушающие его подлежали порицанию и осуждению, Посему трудность жизни, согласной с законом, служила препятствием к ней. Но да возмется, говорит, из среды и да указана будет торная и удобопроходимая стезя, то есть, сила евангельской жизни, вводящая истинное служение. Нечто подобное сказал Бог и в другом месте к святым тайноводителям: //идите враты моими, и камение, еже па пути, размещите// [[old:is:62:10|(Ис.62:10)]], то есть, освободите от всякого затруднения путь, который может привести к Богу чрез духовное и истинное служение и чрез радость в вере. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-14 **Когда ты будешь вопить, пусть спасут тебя собранные твои? И всех их унесет ветер, развеет дуновение. Надеющийся же на Меня наследует землю и будет владеть горою святою Моею. И скажу: проложите путь, дайте дорогу, уклонитесь от стези, убирайте преграды с пути народа Моего** Иудеи уверяют, что это предрекается о вавилонянах, что, когда они будут побеждены силою Божиею, народ возвратится в Иудею и будет владеть горою Сионом и будут устранены все препятствия с пути и не подвергнется засаде ни от какого народа; ибо Господь выровняет путь для народа своего. И утверждают, что это исполнилось при Зоровавеле и Ездре. Мы же, связывая эти слова с предшествующими, утверждаем, что всех идолов, которые не могли освободить их, уносит ветер и буря и они делаются подобными пыли, которую сметает ветер с лица земли. Те же, кои будут надеяться на Господа, будут владеть землею, о которой у этого же самого пророка мы будем читать: «вознесет тебя ко благам земли». Отсюда ясно, что эта земля находится не внизу, а сверху. На нее, если вознесет Господь, взойдет святый, — на ту, о которой часто мы говорили: //блажени кротцыи, яко тии наследят землю// [[new:mf:05:05|(Мф. 5:5]]) и: //верую видети благая Господня на земли живых// [[old:ps:026:13|(Пс. 26:13)]]. Под горою же святою Божиею нужно разуметь ту, о которой говорит евреям пишущий к ним послание: //приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов и церкви первородных, на небесех написанных// [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]]. Можем под землею и горою Господнею, которою будут владеть святые, разуметь и священные Писания, которые будут отняты от иудеев, как угрожает Господь говоря: //отнимется от вас царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его// [[new:mf:21:43|(Мф. 21:43)]], чтобы обретали в них ту гору, о которой у этого же самого пророка и у Михея мы читаем: //будет в последняя дни явлена гора Господня// [[old:is:02:02|(Ис. 2:2]];[[old:mih:04:01| Мих. 4:1)]]. И сам Господь заповедал апостолам и всем учителям церкви, чтобы все то, что будет казаться неровным и трудным, разрешали своим толкованием и пролагали путь разумению и устраняли все соблазны, чтобы народ Господень без всякого затруднения понимал читаемое и преуспевал в страхе Божием. Об этих путях и Иоанн Креститель говорил: //уготовайте путь Господень// и проч. [[new:mf:05:03|(Мф. 3:3)]]. Там, где мы поставили от лица Бога: **и скажу**, LXX поставили: //и скажут//, то есть те, которые будут обладать землею и получать в наследие святую гору Божию. Ибо они не удовольствуются собственным спасением, но и прочих народов будут призывать к научению, Симмах так перевел это место: //надеющийся же на Меня будет владеть землею и получит в наследие гору святую Мою и скажет: сделайте прямым путь//, — так что сам владеющий землею и горою научает других, чтобы приготовляли путь Господу. См. также Толкование на [[old:is:57:12#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 57:12]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? - всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею** С 13-19 идет мессианское пророчество о духовном Израиле, или о Церкви Христовой, в которую со временем войдут и ближние (евреи) и дальние (язычники). Под "сборищем", о котором, как о негодном средстве самообороны и защиты, говорит здесь пророк, естественнее всего, на основании контекста, разуметь здесь тот пантеон божества, который существовал у евреев в эту эпоху религиозного синкретизма. По контрасту с целым сонмом этих пустых и ничтожных божеств, Господь один дает полное торжество всем надеющимся на Него. //**Толковая Библия.**// [<10>]