[<10>] ====== Толкование на Ис. 57:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих** **«Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться»**. Другие же говорят: //«не во век буду судить вас»//. Видишь ли, Бог никогда не гневается до смерти? Некоторые, может быть, по поводу этих слов утешаются, понимая их об адских наказаниях. Но говоря здесь: **"вам"** (в русском переводе этого слова нет), пророк обозначает некоторых, но не утверждает, что Бог не будет гневаться во век на всех. Он прибавляет также и соответственную причину: **«иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное»**. Разве чужие для Меня те, которых Я подверг наказанию? Они – творения рук Моих. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих** См. Толкование на [[old:is:57:15#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 57:15]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное** Что Мне гневаться на вас постоянно? Не в Моих ли руках все вы? Не от Меня ли жизнь ваша? Я презираю грехи ваши и неправды ваши и ради Себя, ради имени Моего милую вас. **Не до конца [буду] гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное**. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться: ибо от лица Моего изойдет дух и Я соделаю дыхание** Господь, который обитает в вышних и призирает на смиренное, которому имя — Святый и который покоится в святых, укрепляет изнуренных и дает жизнь угнетенным, так говорит: Не всегда буду Я гневаться, не вечно буду негодовать Я, для того поражающий, чтобы исправить, для того убивающий, чтобы оживотворить. Ибо Я милостив к Своему творению, и кого Сам создал, тех не допущу до погибели. Также и Дух Мой, который изойдет из Меня, или который, по еврейскому, Акиле, Симмаху и Феодотиону, //все окружает// (ибо это означает περιειληθιρεται И περιβάλλει), есть оживитель всего. Я создал и дыхание или во множественном числе: //дыхания// (ибо это означает nasamoth), о котором в другом месте написано: //всякое дыхание// или все дышащее, //хвалит Господа// [[old:ps:150:06|(Пс. 150:6)]]. Об этом духе и дыхании в начале Бытия написано: //Бог вдуну дыхание жизни, и бысть человек в душу живу// [[old:gen:02:07|(Быт. 2:7)]]. Нечто подобное и Иов говорит: «Дух Господа, находящийся в ноздрях моих, и дыхание Всемогущего, научающее меня» [[old:iov:27:03|(Иов. 27:3)]]. Поэтому, так как от Меня исходит дух и дыханием и вдохновением Моим все оживотворяется и живет, то несправедливо было бы навеки погибнуть тем, которые сохраняются Моим дыханием и духом. Некоторые из наших говорят, что это тот дух, которым весь мир одушевляется и управляется, и все имеет познание о Боге, пиша о котором согласно с стоиками знаменитый поэт говорит: И небеса, и земля, и равнина зыбучего моря, И блестящий шар луны, и титановы звезды Дух питает внутри; и душа, разливаясь по членам, Целой громадою движет, смешавшись с телом великим и прочее (Virgil. Aen. VI, 724—727). Другие же разумеют Духа Святого, который вначале носился над водами и оживотворял все, который исходит от Отца и, вследствие общности природы, посылается Сыном, говорящим: //уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам// [[new:in:16:07|(Ин. 16:7)]]. О Нем еще Он говорит: //егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит// [[new:in:15:26|(Ин. 15:26)]]. Никто не должен соблазняться, если Дух называется исходящим от Отца, так как и Сын говорил о Себе: //Аз изыдох от Отца и приидох; ибо Я не от Себя Самаго изшел, но Он послал Меня// [[new:in:16:27|(Ин. 16:27)]]. Об этом Духе Он говорил: //Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины// [[new:in:14:16|(Ин. 14:16)]]. Это тот дух, о котором пишет и Моисей: //кто даст всем людем Господним быти пророки и даст Господь Духа Своего на них// [[old:chis:11:29|(Чис. 11:29)]]. И Иоиль от лица Бога [говорит]: //излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваша и дщери ваши// [[old:iol:02:28|(Иоил. 2:28)]], и Захария: //обаче словеса Моя и законы Моя приемлете, елика Аз заповедую в Дусе Моем рабом Моим пророком// [[old:zah:01:06|(Зах. 1:6)]]. И опять: //излию во Иерусалиме дух благодати и щедрот// [[old:zah:12:10|(Зах. 12:10)]]. И много другого [есть] в том и другом Завете, что теперь долго было бы повторять. Скажем только то, что этот же пророк также сказал об этом Духе и дыхании: тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо, и немного спустя: //даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней// [[old:is:42:05|(Ис. 42:5)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное** //Ибо не вечно Я буду вести тяжбу и не до конца гневаться...// Образ выражения, по справедливому замечанию одного комментатора, близко напоминает аналогичное место из истории потопа (Властов, [[old:gen:06:03|Быт. 6:3]], [[old:gen:06:05|5-7]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]