[<10>] ====== Толкование на Ис. 58:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить** См. Толкование на [[old:is:58:12#svt_ioann_zlatoust|Ис. 58:12]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 13-14 **Аще отвратиши ногу твою от суббот, еже не творити хотений твоих в день святый, и прозовеши субботы сладостны, святы Богови твоему: не воздвигнеши ноги своея на дело, ниже возглаголеши словесе во гневе из уст твоих, и будеши уповая на Господа, и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего: уста бо Господня глаголаша сия** Отвергая сень закона, как немощную, божественный Павел на все, что находится в законе, смотрит духовно; ибо никто не увидит, чтоб он принимал обрезание по плоти и праздность **в субботу**. Напротив, оказывается, что он проповедует как обрезание, так и субботствование духовные, потому что сказал: //не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием: емуже похвала не от человек, но от Бога// [[new:rim:02:28|(Рим. 2:28-]][[new:rim:02:29|29)]]. Итак, что касается **субботы**, то оставляется субботствование народу Божию, ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился **от дел** своих, подобно тому, как Бог почил от Своих. Посему, кто успокоится **от своих дел**, то есть, если власть над своими собственными желаниями передаст божественным законам, тот таким образом субботствует духовно и проводит истинно святой день. Это и показывает нам рассматриваемое слово пророчества. Аще, говорит, **отвратиши ногу твою от суббот, еже не творити хотений твоих в день святый**. Выражение: **отвратиши ногу твою от суббот** означает, думаю, не что иное, как то, что не должно исполнять **своих хотений** и ходить стезями своих собственных похотей. А что цель человеческих пожеланий направляется к удовольствиям, в этом удостоверит премудрый Павел, говоря: //не еже бо хощу, сие творю, доброе: но еже ненавижду, то соделоваю. Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих// [[new:rim:07:15|(Рим. 7:15,]] [[new:rim:07:22|22-]][[new:rim:07:23|23)]]. Итак, те, которые желают заслужит похвалу от Бога, должны со всем мужеством бороться против своей воли и, постоянно повинуясь божественным законам, идти достославным путем правды. **Сладостными** же **субботами** называет те, во время которых не совершается ничего по собственному произволу; ибо упорный и необузданный произвол состоит в нежелании подчиняться тому, чего хочет Бог. Что таков именно был Израиль, это показал, говоря: //вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя и чело твое медяно// [[old:is:48:04#svt_kirill_aleksandrijskij|(Ис. 48:4)]]. Итак, послушные и покорные нравам во время **субботы** являют приятное Богу бездействие; или духовное субботствование, каковое желающие совершать непорочно не воздвигают **ноги своея на дело**, то есть, не занимаются житейскими делами; но наблюдают святое; и полезное бездействие, говорю о бездействии по отношению к постыдным, нечистым и ненавистным Богу делам. Он желает, чтоб таковые господствовали даже над гневом и яростью и полагали дверь и запор на язык свой: иже возглаголеши, говорит, **словесе во гневе из уст твоих**. Таким образом пресекает здесь два зла и порока; кто удержится от них, тот будет совершен пред Богом; ибо один из святых апостолов сказал: //аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело// [[new:iak:03:02|(Иак. 3:2)]]. А кто побеждает гнев, тот конечно бывает вполне благоприличен, как истинно и противоположное сему, потому что написано: //муж ярый неблагообразен// [[old:pr:11:25|(Притч. 11:25)]]. Посему Бог хочет, чтоб субботствующие духовно и свято и сладостно были кроткими и обладали наибольшим количеством добродетелей, и повелевает им уповать не на богатство, или могущество мирское, не на силу телесную, или на что-либо иное сему подобное, что как полевая трава скоро преходит и увядает, но на Господа, Начальника и Подателя всякого благодушия. А что тех людей, которые приобрели навык к такой жизни, кто бы они ни были, Он увенчивает, это показывает, говоря: **и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего**. Бог всяческих обещал отцам Иудеев землю обетования и они введены были в нее под начальством Иисуса, предводительствовавшего ими после Моисея, установителя богослужения. Но как же в объясняемых стихах он обещает дать им наследие, обетованное патриарху Иакову, как будто они еще не получили его? Здесь речь не о чувственном или по жребию уже разделенном между ними наследии, некогда данном от Бога божественному Иакову, или Аврааму и Исааку, напротив, о том, на которое указывал вам сам Спаситель, говоря: //блажени кротцыи, яко тии наследят землю// [[new:mf:05:05|(Мф. 5:5)]]. А что это обетование неприменно придет в исполнение, в этом удостоверяет, говоря: **уста бо Господня глаголаша сия**; немыслимо, чтоб божественные глаголы остались без исполнения: ибо Бог есть истина. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Если удержишь от субботы ногу свою, от исполнения воли своей в святый день Мой и будешь называть субботу отрадною и святый **[день]** Господень славным и почтишь его, не следуя путям своим и не исполняя воли своей, чтобы говорить [пустые] слова** Коему выше сказал: //не это ли более есть тот пост, который Я избрал, разреши узы нечестия, развяжи связки угнетающия// (выше, [[old:is:58:06|ст. 6]]) и прочее, тому обещает теперь также награды, если будет исполнять то, что далее следует, и именно - пусть он удерживает ногу свою в субботы и не исполняет своих хотений и не оскверняет святый день Господень пожеланиями [или наслаждениями]. Законом предписано, чтобы мы в субботы не занимались рабскою работою, чтобы не зажигали огни, чтобы сидели на одном месте, чтобы исполняли только те дела, которые относятся к спасению души. Это, при буквальном понимании, совершенно невозможно исполнить. Ибо кто может так сделать, чтобы в субботу, сидя весь день и ночь, не сходить с одного места, даже не делать легких движений, что если кто либо сделает, то будет нарушителем закона? Таким образом на основании одной заповеди, невозможной при буквальном понимании, мы должны и прочее понимать духовно, - чтобы мы не занимались рабскою работою и не утрачивали свободу души, потому что //творяй грех раб есть греха// [[new:in:08:34|(Ин. 8:34)]], - чтобы мы в субботу не носили бремя, какое носил говорящий: //беззакония Моя превзыдоша главу Мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне// [[old:ps:087:05|(Пс. 37:5)]], чтобы не имело власти над нами беззаконие, сидящее на таланте свинца [[old:zah:05:start|(Зах. 5)]], чтобы не возжигалось плотское пожелание и похоть. Ибо //вси любодеющии яко пещь сердца их// [[old:os:07:start|(Ос. 7)]], и у диавола стрелы огненные, чтобы стрелять в темноте в правых сердцем [[old:ps:010:start|(Пс. 10)]]. Заповедуется также нам, чтобы мы, взявшись за плуг, не озирались назад [[new:lk:09:start|(Лк. 9)]], чтобы, взошедши на верх кровель, мы не сходили взять одежды века [сего], но внимали вместе с Моисеем: „ты же стой здесь со Мною" [[old:ish:34:start|(Исх. 34)]], и сидели с Господом при колодезе самарийском, утомившись от пути века сего и чувствуя жажду к обращению и спасению заблуждающих, чтобы внимали наставлению апостола: //тверди бывайте и непоступни// [[new:1kor:15:58|(1 Кор. 15:58)]], чтобы мы не допускали того, что допустил Иуда предатель, утративший место своего служения и сделавшийся преступником, и всегда помнили приговор его: //аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави// [[old:ekl:10:04|(Екк. 10:4)]]. Кто так покоится в субботу, омывает среди невинных руки свои и не двигает ног для исполнения своих хотений, тот празднует отрадные субботы Господни. Это субботство по посланию, написанному к Евреям [[new:evr:04:start|(Евр. 4)]], обещается нам на небе и уготовляется слава, если мы не будем в субботу следовать путям своим и исполнять свою волю и говорить [пустые] слова, то есть не греша ни делом, ни словом. Кроме того, если бы это запрещалось только в субботу, то в другие шесть дней нам предоставлялась бы свобода грешить. А так как безрассудно было бы так думать, то следовательно суббота, которая в переводе означает //покой//, во всякое время должна освящаться верными, чрез исполнение хотений не плоти, а духа. Прибавленного же по Семидесяти: //во гневе из уст твоих// в еврейском нет. К празднованию этой субботы со всею торжественностию, призывает нас Спаситель, говоря: //приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28)]], потому что «ναπαύοω όμδί (//Аз упокою вы//) означает именно то, чтобы мы, сложив с себя бремя грехов, имели субботу (sabbatizemus) во Христе и могли сказать: //постави на камени нозе мои// [[old:ps:039:03|(Пс. 39:3)]], и избегали того, чему едва не подвергся святый, как он говорит: //мои же в мале не подвижастеся нозе// [[old:ps:072:02|(Пс. 72:2)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и вам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это** Два последних стиха главы, раскрывая неправильный характер празднования евреями субботы, показывают, в чем же заключается ее истинный смысл. Хотя евреи, в особенности послепленного периода и времени земной жизни Спасителя, очень строго соблюдали "субботний покой" [[old:is:01:13|(Ис. 1:13]]; [[new:mf:12:01|Мф. 12:1]], [[new:mf:12:11|11]]; [[new:lk:06:06|Лк. 6:6-9)]], но они, очевидно, не понимали его истинного духа, его характера "святости". Как можно заключать из слов пророка, евреи, прекращая в субботу обычную, трудовую жизнь, посвящали получавшийся таким путем досуг исполнению своих прихотей, или даже праздному пустословию. В противоположность такому недостойному времяпрепровождению, истинная суббота, по мысли пророка, должна быть "святым" днем, т. е. посвященным Богу и ближним и состоящим в делах богомыслия и деятельного служения ближнему. Только такое празднование субботы, вместе с полным нравственным удовлетворением, даст великую духовную радость и будет действительным освобождением от сутолоки злободневной жизни. Высокий образец истинного субботствования неоднократно являл, к соблазну фарисеев, и Сам Господь наш Иисус Христос, в течение Своей земной жизни ([[new:mf:12:01|Мф. 12:1-14]];[[new:lk:14:01| Лк. 14:1-6]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]