[<10>] ====== Толкование на Ис. 59:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их - дела неправедные, и насилие в руках их** **«Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением»**, т.е.: их дела не совершатся. Последующие слова показывают, что дело обстоит таким образом: **«дела их – дела неправедные»**. Следовало делать то, что полезно было и им самим и ближним; напротив, их дела были бесполезными и вредными. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-9 **Постав их не будет на ризу, и не одеждутся от (дел) своих: дела бо их дела беззакония. Нозе же их на зло текут, скори пролияти кровь, и мысли их мысли о убийствах: сокрушение и бедность во путех их, и пути мирнаго не познаша, и несть суда во путех их: стези бо их развращены, по нихже ходят, и не ведят мира. Того ради отступи от них суд** Подробно перечисляет все преступления Иудеев; дабы видно было, что лишенные общения с ним осуждены терпеть это вследствие праведного приговора; ибо все **дела их**, говорит, **дела беззакония**, и вообще, здесь содержится истинное обличение всей их жизни. Говоря: **нозе же их на зло текут, скори пролияти кровь, и мысли их мысли о убийствах**, он таким образом обличает каждое их преступление. Обрати опять внимание на то, что, хотя у них было очень много преступлений, но прежде всего упоминает о их быстрой решимости, говорю, на убийство; ибо сказал, что **ноги их бегут** к этому и они скоро и поспешно принимают замыслы о пролитии крови и совершении убийства. **Сокрушение же и бедность во путех их**, продолжает, и мира или **пути мирнаго не познаша**; ибо то, что они нечестиво и с крайнею дерзостью совершали, было причиною сокрушения и бедствия как для них самих, так от них и для других. Они постоянно любили вмешиваться в чужие дела, пристрастны были к тяжбам и ссорам; а причиной этого была любовь к взяткам и подаркам. Посему-то со всею справедливостью говорит, что нет **суда в путех их. Судом** же называет здесь справедливость или вполне согласный с законом и безупречный образ жизни. Так, негде божественный Давид о заповеди, данной Моисеем, говорит: //суд и правду во Иакове Ты сотворил еси// [[old:ps:098:04|(Пс. 98:4)]]. Итак, прямоты, или справедливости, нет в путях их; они развращены, удаляются от мира или возбуждают отвращение от мира с другими. Или же миром здесь называет Господа нашего Иисуса Христа, Которого они не пожелали узнать, вырывая для самих себя яму погибели. **Того ради**, говорит, **отступи от них суд**, то есть, по этой причине удалилась от них справедливость, или умение делать то, что доставляет венец правды решившимся совершат это. А Иудеи совершенно лишены этого духовного искусства, и от ума их как бы совершенно отступило уменье правильно совершать угодное Богу. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-8 **Ткани их не будут годными для одежды и они не покроются своими произведениями; дела их — дела бесполезные, и дело беззакония в руках их. Ноги их бегут ко злу, и они спешат пролить невинную кровь. Помышления их — помышления бесполезные; опустошение и разрушение на путях их. Они не познали путь мира, и нет суда на путях их. Стези их искривлены у них и никто, ходящий по ним, не знает мира** Они потому не покрываются или не покроются делами их, что дела их — дела беззакония, которые апостол называет бесплодными [[new:ef:05:start|(Еф. 5)]], то есть не имеющими плодов. И ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие невинной крови [[old:pr:11:start|(Притч. 11)]] ибо так они поступали и при убиении пророков. К таковым Стефан говорил, //кого от пророк не изгнаша отцы ваши// [[new:act:07:52|(Деян. 7:52)]]? И Господь в Евангелии: //Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37)]], и еще: //приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго до крове Захарии, сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем// [[new:mf:23:35|(Мф. 23:35)]]. Поэтому и выше [[old:is:01:15|(Ис. 1:15)]] к ним говорится: //руки бо вашя исполнены крове// и язык ваш говорит беззаконное. И чрез это упражнение в жестокости и богохульстве они дошли до убиения Господа, как и Иуда путем корыстолюбия дошел до человекоубийства, или вернее, до святотатства, связанного с корыстолюбием. Следующее же затем: **помышления их — помышления глупых. Разрушение и бедствие на путях их, и пути мира они не познали,** и выше: **ноги их спешат на пролитие крови** привел апостол [в послании] к Римлянам [[new:rim:03:start|(Рим. 3)]], что многие несведущие считают за заимствованное из тринадцатаго псалма, каковые стихи прибавлены в издании Вульгаты, но которых нет в еврейском. Подробнее об этом мы сказали в начале этой книги. Пути же мира справедливо не познали те, кои не захотели принять Виновника его. Ибо Он есть мир наш, говорящий апостолам: //мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]], и к Иерусалиму: //аще бы разумел ты, еже к миру твоему, яко приидут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе, и обведут тя, и разбиют чада твоя о землю// [[new:lk:19:42|(Лк. 19:42-43)]]. А так как они не приняли мира, то вследствие этого не имеют и суда на путях своих, — того о котором выше сказано: „//вот Отрок Мой, которого Я избрал, возлюбленный Мой, Которого возлюбила душа Моя; Он возвестит народам суд//“ [[old:is:42:01|(Ис. 42:1)]]. Далее следует: **пути их извращенные**, — не по природе, а по свободной воле. Ибо что извращается и искривляется, то уклоняется от правого к неправому. Всякое учение Фарисеев есть извращение истины, по которому кто пойдет, тот не только не найдет мира но даже и не познает его, чтобы знать, чего должно искать. См. также Толкование на [[old:is:59:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 59:4]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их - дела неправедные, и насилие в руках их** См. Толкование на [[old:is:59:05#lopuxin_ap|Ис. 59:5]] [<10>]