[<10>] ====== Толкование на Ис. 61:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы** **«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня»**: такова, может быть, причина помазания Его. В ином месте показывается иная причина, когда говорится: //«на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»// [[new:in:01:33|(Ин.1:33)]]. Видишь ли: здесь пророк сказал без члена: **«Дух Господа Бога на Мне»**; так же мы читаем в другом месте: //«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его"// [[new:rim:08:09|(Рим.8:9)]]. Ясно, что Иисус принял Святого Духа не потому, что Он в Нем нуждался, но только во свидетельство, – никто ведь не получает того, что есть его. Как Своим божеством Он показывает силу, так и Своим Духом, являя, что Дух есть той же природы, какой Он Сам. Он сказал: //«совершилось!»// [[new:in:19:30|(Ин.19:30)]]. Где – иудеи, где – еретики? Когда Бог говорит: //«совершилось»//, то никто не может противоречить. Здесь говорится: **«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня»**, а в другом месте: //«Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса»// [[new:act:10:38|(Деян.10:38)]]. Сказано: Бог, – не человек; не елеем, но Духом Святым и силою. Если бы Он помазан был людьми елеем, то Он не был бы выше остальных помазанников. Подобно тому, как Он был крещен, не нуждаясь в крещении, так как Дух в Нем пребывал до крещения, по сказанному: //«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя»// [[new:lk:01:35|(Лк.1:35)]], таким же образом во время крещения на Него сошел Святый Дух не ради освящения, потому что Он был свят и есть Освятитель всех, и не для того, чтобы совершить дивное, что Он мог совершить Своим божеством, но только для того, чтобы представить свидетельство, почему Иоанн и говорил: //«Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»// [[new:in:01:33|(Ин.1:33)]]. Для того, чтобы показать, что явление Святого Духа было только для свидетельства, а не потому, что Он не имел Его, Иоанн сказал: //«И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий»// [[new:in:01:34|(Ин.1:34)]]. Ясно, что Сын Божий есть Бог, так как Отец Сам представил свидетельство, говоря: //«cей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте»// [[new:mk:09:07|(Мк.9:7)]]; потом Сам Христос говорил: //«Я Духом Божиим изгоняю бесов»// [[new:mf:12:28|(Мф.12:28)]], а также в ином месте: //«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола»// [[new:mf:04:01|(Мф.4:1)]]. Этими словами Он выражает одну и ту же волю и свое равенство с Духом Святым, даже во плоти. Мы исследуем: говорил ли Он о благодати, или о Святом Духе? Сказано: **«Дух Господа Бога на Мне»**, а не благодать Господня. Но удивительно то, что Дух Господень явился над Богом. Было необходимо, чтобы Святый Дух явился над воплощением Бога, чтобы благодать Духа чрез плоть Его, Христа, утвердилась в нас. Как над Ним Дух явился во свидетельство, не потому, что Он в Нем нуждался, так над нами Он является не во свидетельство, но для отнятия нашей скудости, по написанному: //«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии»// [[new:rim:08:16|(Рим.8:16)]]. Он показывает нам, что Сын по божеству есть одной и той же природы с Отцом; а нас, хотя мы и не сыны по природе, Он освящает и делает сынами по благодати. **«Благовествовать нищим послал»**. Здесь послание есть то же, что и откровение. Откуда и куда посылается Тот, Который по божеству Своею природою пребывает во всех? **"Нищим",** говорит. Разве не нищими были князья, начальники и богачи, которым Ему нужно было возвещать? Конечно, говорит, были поистине нищие: они были великими в этой жизни, но нищими для будущей жизни. Потом, иным образом, пророк называет нищими людей, которые первые получили благовестие. **«Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем»**, – тех, сердца которых часто оскудевали по причине грехов. Иудеи и прочие, которые приняли благовестие, были недостойными. Сам Господь наш в нагорной проповеди в начале говорил: //«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»// [[new:mf:05:03|(Мф.5:3)]]. Нищим открыта дверь небесная; смирение – причина всех благ, а гордость – причина всех зол. Помазал Меня Духом, т.е. дал свидетельство. Для того, чтобы того Помазанника не считали подобным прочим пророкам, не считали посланным только для благовествования, пророк прибавляет: **«исцелять сокрушенных сердцем»**, или по причине грехов, или по причине печали. А для того чтобы показать, что исцеление принадлежит собственно Ему, и что Он не есть слабый пророк, который дарует иным то, что прежде получил сам, Он в Евангелии говорит: //«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»// [[new:mf:11:28|(Мф.11:28)]]. Говоря: //"Я"//, Он объявляет о Своей безусловной и высшей свободе. Видишь ли: прежние благодеяния были видимы, а настоящие невидимы, те – телесны, а эти обновляют души. В данном случае говорится не о настоящем и земном, но о будущем и небесном. Справедливо Он называет их нищими, потому что они лишились таких благ. Он также показывает, что недостаточно только нам принять благовестие, но что следует нам и согласиться с принятым благовестием. **«Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем»**. Некоторые были сокрушенными по причине скорбей, иные по причине грехов, иные по причине того и другого, – подобно тому, как Господь наш сказал расслабленному: //«вот, ты выздоровел; не греши больше»// [[new:in:05:14|(Ин.5:14)]]. Иные сокрушаются по причине праведности или грехов; по причине праведности, как написано: //«сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит»// [[old:ps:050:19|(Пс.50:19)]]; по причине грехов, как написано: //«изцели сокрушение ея, яко подвижеся»// [[old:ps:059:04|(Пс.59:4)]]. Некоторые сокрушаются по причине диавола, как согбенная женщина, по причине грехов, как написано: //«Яко беззакония моя превзыдоша главу мою... Возсмердеша и согниша раны моя»// [[old:ps:037:05|(Пс.37:5–6)]], потому что, когда мы не обращаем внимания на то, что гниет, то происходит смрад. Потом говорится: //«опустошение и гибель на стезях их»// [[old:ps:059:07|(Ис.59:7)]]. Не так телесные скорби уменьшают силу тела, как грехи разрушают силу духа. Потом пророк показывает иное благодеяние для души: **«проповедовать пленным освобождение»**, т.е. тем, души которых были в плену. Откуда это ясно? Из того, что Он сказал не: «даровать», но: проповедать отпущение, показывая этим, что благодеяние зависит от воли принимающих. Он пришел для благовестия, для того, чтобы желание добра было им приятно. **«И слепым прозрение»** (в русском переводе: **«и узникам открытие темницы»**). Какие слепцы вышли из Вавилона? Хотя они были слепыми, прежде чем пришли, однако они не были таковыми после возвращения. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы** Почему же Пророк не сказал, что Он послан даровать слепым прозрение, как в действительности это и было, но – послан проповедать слепым прозрение? – Потому, что Господь пришел на землю преимущественно не для того, чтобы отверзать телесные очи, но душевные глаза, которые, чрез Евангельскую проповедь, приобретают прозрение; следовательно, справедливо пророчество говорит, что Господь проповедывал слепым прозрение. Как Сам Господь, вот, увещевает нас искать духовные блага: //«Делайте//, – говоря, – //не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный»// [[new:in:06:27|(Ин. 6:27)]]; обещает же присовокупить нам и телесные блага, если мы будем искать душеполезных: //«Ищите,// – говоря, – //царствия Божия, и сия вся приложатся вам»// [[new:lk:12:31|(Лк. 12:31)]]; так Он поступает и в отношении слепых. Потому что преклонив небеса и сошед на землю по человеколюбию, чтобы чрез Евангельскую проповедь отверсти очи нашей души и даровать нам духовное прозрение, Он присовокупил к сему и исцеление чувственно-незрячих очей. Посему имеется и большое сходство между тем и другим прозрением, я имею ввиду – прозрением по-телу и по-душе. Потому что как из числа слепых телесными очами, одни сразу же получили прозрение, как напр. тот, который услышав: //«Прозри»//, немедленно исцелился; другие же – постепенно, как напр. тот, который, прежде чем приял совершенное исцеление, говорил: //«Вижу проходящих людей, как деревья»//; так и из числа приявших, чрез веру, исцеление душевных очей, одни сразу же его обрели, как напр. тот, который из мытарей сразу же стал Евангелистом; другие же постепенно, как ночной еще ученик – Никодим. И как из числа слепцов по-телу, одни единым словом получили исцеление, как напр. Вартимей; а другие – и действием (Христовым): потому что на глаза слепого из Вифсаиды Он и слюну Свою положил; ибо он, как представляется, имел глаза, но – пустые, поскольку глазная влага вытекла из них, которую, чрез божественное тогда плюновение, он получил. От рождения же слепой даже и глаз не имел, посему нуждался и в формировании их из земли, что, чрез смешение брения Владычними перстами, он приял. Итак, как из числа слепых по-плоти, как я сказал одни восприяли исцеление единым словом Христовым, другие же – и действием Его, так обстоит дело и относительно приявших исцеление душевных своих очей, т.е., как мы сказали, – изменение состояния от безверия в веру: для одних была нужда в чудесах для того, чтобы они уверовали, как напр. для тех, которые были посланы Иоанном (Крестителем) для вопроса: //«Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?»// [[new:mf:11:03|(Мф. 11:3)]]; а другие единым словом восприяли сие, уверовав по самому слуху, как оный сотник, про которого Господь засвидетельствовал, что по вере он превосходит Израиль. **//Омилия 30, заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует евангелист Матфей.//** =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 1–3 **Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия, дати плачущим Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа унынья** Сказав в предшествующих стихах о тех, которые будут призваны через веру: //Аз Господь по времени соберу их//, – теперь (как будто уже наступило время, в которое обещано собрать их, и как будто Он уже сделался человеком, уподобился нам и уничижил Себя до истощания говорит: **Дух Господень на Мне**, хотя Единородный, будучи по естеству Бог, есть Святой святых и Сам освящает всякое создание, так как Он рожден от Святого Отца, и исходящего от Него (т.е. от Бога Отца) Духа также и своими верховными силами ниспосылает как Своего, и притом тем, которые познали явление Его. Каким же образом Он был освящаем? Ибо Он, будучи Богом и вместе человеком, по божеству подает Духа твари, а по человечеству Сам приемлет от Бога и Отца. Это мы и называем помазанием. Далее Он объясняет причину вочеловечения, ибо сказав: **от Отца**, необходимо присовокупил: **Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым пpoзрение, нарещи**, сверх того, и **день воздаяния**. Из сего же изречения видно, как многочисленны славные дела вочеловечения Единородного. Дабы прибрести поднебесную, привести живущих по всей вселенной к Богу и Отцу, изменив все к лучшему и как бы обновив лицо земли, Он принял зрак раба, хотя Он – Господь всяческих. Итак, Он **благовестил нищим**, для сего, говорит, и **послан был**. Под **нищими** же могут быть подразумеваемы те, которые некогда страдали недостатком всякого добра, //упования не имуще и безбожни в мире//, по написанному [[new:ef:02:12|(Еф. 2:12)]]. А те из язычников, которые обогатились верою в Него, стяжали божественное и небесное сокровище, очевидно, евангельскую и спасительную проповедь, через которую сделались причастниками царства небесного, общниками святых и наследниками благ, превышающих ум и слово. //Око//, говорит, //не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдота, яже уготова Бог любящим Его// [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]]. Или же, быть может, пророческое слово говорит здесь о том, что нищим духом сообщено Христом изобильное подаяние даров (духовных). **Сокрушенными же сердцем** называем тех, которые имеют слабый и нетвердый дух, не имеют сил противиться нападению страстей, таким образом подчиняются им и кажутся как бы пленниками. Таковым обещает исцеление и отпущение, а слепым дает и прозрение; ибо, служащие твари, //говорящие дереву: отец мой еси ты, и камню: ты мя родил еси// [[old:ier:02:27|(Иер. 2:27)]] (и не знающие) истинного и по естеству Бога, – неужели они не слепы? и душа их неужели не лишена света божественного и духовного? Таковым Отец ниспосылает свет истинного боговедения; ибо они призваны через веру и познали Его, //пaчe же познани бывше от Него// [[new:gal:04:09|(Гал. 4:9]]; ср. [[new:1kor:08:03|1 Кор. 8:3)]], и сыны ночи и тьмы сделались чадами света. Да, их осиял день, и взошло Солнце правды и воссияла светлая денница. Но ничто не препятствует относить все сказанное и к потомкам Израиля. Ведь и они были нищими и сокрушенными сердцем, как бы пленниками и пребывающими во тьме: ибо //несть на земле творяй благостыню, несть до единаго, но вси уклонишася вкупе неключими быша// [[old:ps:013:03|(Пс. 13:3)]] – Но пришел Христос и прежде других благовествовал Израильтянам дела своего пришествия; и сверх того благовествовал, чтоб **нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния. Приятное лето**, это то, в которое Христос был распят за нас; ибо тогда мы сделались приятными Богу и Отцу и через Него стали приносить плоды (добродетели). Этому учил и Он Сам, говоря: //аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично паде на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит// [[new:in:12:24|(Ин. 12:24)]]; и опять //егда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе// [[new:in:12:32|(Ин. 12:32)]]. Итак, Он воскрес тридневен, поправ державу смерти. Потом, обращаясь к святым ученикам, Он говорил: //дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя, Отца и Сына и Святаго Духа// [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18]], [[new:mf:28:10|10)]]. И так **приятно**, без сомнения, то **лето**, в которое мы были приняты, получив общение с Ним, омывшись от греха через святое крещение и сделавшись общниками Его божественного естества через причастие Святого Духа. **Приятным летом** было то, в которое Он явил славу Свою в неизреченных знамениях, ибо мы радостно встретили время спасения через Него, на которое указал и премудрый Павел, говоря: //се ныне время благоприятно, се ныне день спасения// [[new:2kor:06:02|(2 Кор. 6:2)]]. **Днем** же **воздаяния** мы называем не иное какое время, как тоже самое время Его пришествия, в которое Им совершено было воздаяние уверовавшим в Него через обетование во уповании. Разумею вот что: достохвальная жизнь по закону Моисея хотя и доставляла здешнее (земное) благополучие тем, которые с охотою проводили ее непорочно; но она не имела обетования наград в будущей жизни и только напоминала о благоденствии настоящей жизни; ибо (закон) повелевал удаляться от грехов, возглашая: //да не умреши не во время свое// [[old:ekl:07:18|(Еккл. 7:18)]]; и детям возглашает: //чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли// [[old:ish:20:12|(Исх. 20:12)]]. Обещал также и изобилие плодов (земных), прекращение войны, распространение мира и вследствие его радость. Посему устами Захарии сказал: //плодовито населится Иерусалим от множества человеков и скотов, иже посреде его: и Аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славе буду посреде его// [[old:zah:02:04|(Зах. 2:4)]]; и опять: //еще сядут старцы на путех Иерусалимских, кийждо жезл свой имый в руце своей от множества дней: и пути града исполнятся отрочищ и отроковиц играющих на путех его// [[old:zah:08:04|(Зах. 8:4-5)]]. Итак, закон Моисеев обещал древним наслаждение только временными наградами: божественная же и спасительная проповедь обещает воздаяние в будущем веке: //блажени нищии духом, говорит, яко тех есть царствие небесное// [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]. И если кто захочет внимательно исследовать дальнейшие блаженства, тот найдет, что возвещенные Богом награды и славны, и велики. Впрочем, если угодно кому, можно воздаяние, совершенное Христом во время Его пришествия, не без основания толковать и некоторым другим образом, а именно: премерзостный сатана некогда величался над жителями земли, владычествовал над вселенной, отвлекши ее от истинного познания, говорю о познании Бога по естеству, и повергнув их как бы в болота греха, сделал их поклонниками себе и своим лукавым силам; посему говорил: //вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яица возму: и несть, иже убежит мене, – или противу мне речет// [[old:is:10:14|(Ис. 10:14)]]: но его надежды относительно этого оказались пустыми, ибо восстал и противуглаголал за нас Христос, совершил Он и отмщение над ним за преступление его против нас, разрушив всю его силу, уничтожив его владычество над нами и, пленицами мрака связав, по написанному, //предаде на суд великаго дне мучимых блюсти// [[new:2pet:02:04|(2 Петр. 2:4]]; ср. [[new:iud:01:06|Иуд. 1:6)]], как его, так и прочих, которые вместе с ним сделались отступниками. Посему божественный Давид, как бы от лица искупленных, воспевает и говорит: //исповемся, Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему Вышний. Яко сотворил еси суд и прю мою: сел еси на престолы, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век, и в век века// [[old:ps:009:02|(Пс. 9:2-6)]]. Так и в другом месте говорит о том же самом: //взыщется грех его, и не обрящется// [[old:ps:009:36|(Пс. 9:36)]]. И Сам Спаситель сказал: //ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон// [[new:in:12:31|(Ин. 12:31)]]. Таким образом, и по этому толкованию, **время воздаяние** есть то, в которое воссиял миру Христос. Пришел же Он, сказано, для того, чтобы утешити вся плачущия Сиона, дати славу вместо пепела, и помазание веселия, и украшение славы вместо духа уныния. У Иудеев некогда были мужи святые, сведущие в законе, исследовавшие и изучавшие пророческие предсказания. Видя, что потомки Израиля стали пренебрегать законом Моисея и предпочитать свои пожелания, учить учению и заповедям человеческим и проводить беззаконнейшую и грехолюбивую жизнь, – эти мужи испытывали скорбь о них, свойственную святым, и ожидали искупления через Христа; ибо они, по внушению Духа, знали того, кто верою оправдывает нечестивого и милосердою благодатью очищает оскверненных. Посему праведный Симеон, взяв на руки новорожденного Иисуса, молился, говоря: //ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, свет во откровение языком и в славу людей Твоих Израиля// [[new:lk:02:29|(Лк. 2:29-32)]]. Найдем, что и божественный Захария, отец Иоанна, говорил: //благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим: и воздвиже рог спасения нам// [[new:lk:01:68|(Лк. 1:68-69)]]. Благовествовал и Филипп Нафанаилу, говоря: //Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета// [[new:in:01:45|(Ин. 1:45)]]. И премудрый Павел пишет: //скорбь ми есть, и непрестающая болезнь сердцу моему по братии моей, сродницех моих по плоти// [[new:rim:02:03|(Рим. 2:3)]]. Так дано **плачущим Сиона утешение** через Христа, и **вместо пепела слава**: они перестали скорбеть и плакать о нем (**Сионе**) и получили благодать через Христа, возвещая и проповедуя радостную весть (Евангелие). Дано же им **помазaниe веселия вместо плача** и **украшение славы вместо духа уныния**. **Помазанием** здесь называет радостное (состояние духа) или **веселие** и радость вместо сетования и плача, и **украшение** (καταστολήν) **славы**, то есть, облачение, или платье и одежда вместо духа уныния (ἀκηδίας), то есть, вместо древнего малодушия; ибо те, которые древле плакали о Нем и упадали духом, ради Него прославились. Как же прославились? Они поставлены наставниками и учителями Его, о чем и было сказано Ему через лиру Псалмопевца: //вместо отец Твоих быша сынове Твои// [[old:ps:044:17|(Пс. 44:17)]]; ибо премудрые ученики, бывшие чадами синагоги Иудейской, сделались отцами. Посему премудрый Павел пишет некоторым: //о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих// [[new:1kor:04:15|(1 Кор. 4:15)]]. Итак, бывшие сыновьями Его, поставлены в качестве отцов. А что божественные ученики имели **украшение славы** божественной, будет ясно из слов, сказанных к ним однажды Христом: //болящие исцеляйте, бесы изгоняйте, мертвые воскрешайте// [[new:mf:10:08|(Мф. 10:8)]]; и опять: //вы есте свет миру// [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня, возвещать кротким послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем, и проповедывать пленным освобождение и узникам открытие** [темницы]**, проповедывать лето благоприятное Господу и день мщения для Бога нашего, утешить всех плачущих, предоставить сетующим Сион и дать им вместо пепла венец, вместо плача — елей радости, вместо духа скорби — одежду **(pallium)** хвалы** Тот, кто выше сказал: //Я, Господь во время соберу их// или по еврейскому: //Я, Господь во время его внезапно совершу это//, говорит вслед за тем: **Дух Господа Бога на Мне**, — не потому, что Господь Бог имеет Господа Бога, а потому, что Он говорит сообразно с домостроительством воплощения то, что свойственно уничижению. К Нему и псалмопевец говорил: //возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих// [[old:ps:048:04|(Пс. 44:8)]]. Ибо, когда называются причастники, то ты должен разуметь телесную природу, потому что Бог не имеет причастников. А так как помазание было духовным, а не [помазанием] тела человеческого, как было в священстве иудейском, то говорится, что Он помазал //паче причастник//, то есть прочих святых. Помазание Его совершилось в то время, когда Он крестился в Иордане и Дух Святый сошел на Него в виде голубя и пребыл на Нем [[new:in:01:32|(Ин. 1:32)]], О нем говорил и этот же самый пророк: //изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия// [[old:is:01:02|(Ис. 11:1-2)]]. Поэтому и когда Спаситель, после крещения в Иордане, пришел в Назарет, в котором был воспитан, то вошел по обычаю в день субботний в синагогу их. И когда встал читать, то дана была Ему книга пророка Исаии, открыв которую, Он нашел написанное: //Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя; благовестити нищим посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя на свободу, проповедати лето Господне приятно// [[new:lk:04:18|(Лк. 4:18-19)]]. Когда, закрыв книгу, Он отдал ее слуге и сел, то глаза всех, бывших в синагоге, устремились на Него, и Он начал говорить им: //днесь сбытся писание сие во ушию вашею. И вси свидетельствоваху Ему. И дивляхуси о словесех благодати, исходящих из уст Его// [[new:lk:04:21|(Лк. 4:21-22)]]. Итак, если в то время исполнилось пророчество, то каким образом некоторые относят то, что [здесь] говорится, ко временам кончины? Разве только то мы можем сказать, что тогда оно исполнилось отчасти, а полнее оно совершится тогда, когда весь народ Божий будет праведным, ибо теперь мы от части разумеваем и от части пророчествуем. //Егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится// [[new:1kor:13:02|(1 Кор. 13:2-10)]]. Таким образом Он помазан Духом Святым для того, чтобы благовествовать нищим или кротким, как Он говорит в Евангелии: //блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю// [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4-5)]]. И послан Он для исцеления тех, которые сокрушены сердцем [[new:lk:04:18|(Лк. 4:18)]] и говорят: //сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит// [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]], или, по Симмаху и Феодотиону,//чтобы обвязать раны грехов, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение и заключенным открытие// [тюрьмы], что яснее перевел Симмах: //узникам освобождение// о Нем или вернее к Нему выше говорится: //се Аз дах Тя во свет языков отверсти очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темницы седящыя во тьме// [[old:is:42:06|(Ис. 42:6-7)]]. Под летом же благоприятным и днем воздаяния разумей все то время Его проповеди, в течение которого Он жил во плоти. Это и апостол изьясняет в отношении к первому пришествию Спасителя, говоря: //се ныне бремя благоприятно, се ныне день спасения// [[new:2kor:06:02|(2 Кор. 6:2)]], о чем мы подробнее сказали выше [[old:is:49:08|(Ис. 49:9)]]. Если же воздаяние принимается в смысле не заслуг в добре, а наказаний за грехи, соответственно чему оно называется днем мщения, то следует понимать,что это в отношении к народу иудейскому, который после страдания Его немедленно был постигнут гневом Божиим. И утешил Он всех плачущих, говоря: //блажени плачущии, яко тии утешатся// [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4)]], чтобы предоставить плачущим Сион и дать им славу и венец вместо пепла. Из числа их был и апостол Павел, который оплакивал Сион и говорил: //яко скорбь ми есть велия и непрестающая печаль// [[new:rim:09:02|(Рим. 9:2)]]. И еще: //молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей// и// сродницех моих по плоти, иже суть исраилите// [[new:rim:09:03|(Рим. 9:3-4)]]. И так как они были плачущими и сетующими, то вместо пепла получили елей радости, видя, что весьма многие из иудеев уверовали и облеклись в весьма чистую одежду вместо траурного одеяния. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Хотя настоящая глава с ее речью о характере служения Мессии в имеющей быть основанной Им церкви и сохраняет некоторую внешнюю связь с предыдущей главой, в которой говорилось о судьбах той же новозаветной церкви; но внутренно она более тесно примыкает к раннейшим главам, именно к тем самым, в которых говорилось о Мессии; о различных Его состояниях (унижения и прославления) и о характере Его служения, т. е. к [[old:is:42:start|Ис. 42]], [[old:is:49:start|49]], [[old:is:50:start|50]] и [[old:is:53:start|53]] гл. Ст. 1-3 **Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы** Это – один из самых ясных и важных мессианских отделов кн. пророка Исаии, достоверность которого засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, в Его известной проповеди, сказанной Им в Назаретской синагоге [[new:lk:04:16|(Лк. 4:16–21)]]. Несмотря на это, некоторые из еврейских раввинов (Тарг.), а вслед за ними и большинство новейших рационалистических экзегетов (Rosenmullef, Seheyg, Braun, Hitzig, Ewald, Knobel, Klostermann etc.) находят возможным отрицать мессианский характер данного отдела и утверждают, что пророк Исаия говорит здесь о самом себе. Но против такого, явно тенденциозного взгляда, восстает и более почтенная еврейская древность (Кимхи, трактаты – Midrasch, Koheleth, Vajikra rabba и др.) и вся древнехристианская, святоотеческая традиция (святой Ириней Лионский, святой Кирилл Иерусалимский, блаженный Иероним, святой Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит и др.) и общий характер автора книги – пророка Исаии, никогда не выдвигающего своей собственной личности, и наконец, более частный анализ именно данной главы, в связи со всем предыдущим и последующим контекстом речи (Подробнее об этом см. у И. Григорьева «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве», с. 234–241, Казань, 1902 г.). **Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня**… Правильное понимание, как «Духа Божия», так и Лица, на котором Он опочил, устанавливается ясным смыслом предшествующих мессианских мест из кн. пророка Исаии, из которых бесспорно открывается, что под этими определениями разумеется Триипостасная Троица: Бог-Отец, как ниспосылающий Духа, Бог-Сын, как воспринимающий Его, Бог-Дух Святый, как нисходящий на Сына (во время крещения на Иордане; [[old:is:11:02|Ис. 11:2]]; [[old:is:42:01|42:1]]; [[old:is:48:16|48:16]]; [[old:is:49:01|49:1–2]]). Библейское выражение «помазал» ведет свое происхождение от священного образа «помазания», или, точнее, «возливания елея на главу», служившего символом особого Божественного освящения лица, избранного на то или другое теократическо-общественное служение (царя, первосвященника, пророка). В данном примере знамением такого Божественного «избрания», или «посвящения» Богом Мессии на служение роду человеческому послужило ниспослание на Него Духа Святого. Буквальное исполнение этого пророчества можно видеть в истории крещения Господа Иисуса Христа, когда Дух Святой нисшел на Него в виде голубя [[new:mf:03:16|(Мф. 3:16]]; [[new:act:10:37|Деян. 10:37–38)]]. Цель этого помазания, или задачи служения Мессии состоит в том, чтобы «благовествовать нищим» – по-греч. ευαγγελιζειν πτωχοις – чисто новозаветные термины, имеющие глубокий материальный и духовно-нравственный смысл ([[new:mf:05:03|Мф. 5:3–4]]; [[new:lk:06:20|Лк. 6:20–21]] и др.). **Исцелять сокрушенных сердцем**... Тот, о Ком пророк Исаия раньше говорил, как о Кротком и смиренном Отроке, Который не сокрушит //"надломленной трости"// [[old:is:42:03|(Ис. 42:3)]], будет в особенности любовно и бережно обращаться с надломленными человеческими сердцами, на которые Он прольет целительный бальзам Своего действительного утешения [[old:is:49:13|(Ис. 49:13)]]. **Проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы**, или, по LXX "слепым прозрение". [В славянском переводе – **проповедати пленником отпущение и слепым прозрение**. Прим. ред.] **Освобождение** или точнее – "отпущение", по свойству употребления здесь евр. термина רירד – указывает на одну черту из празднования юбилейного года, когда отпускались на свободу все должники и самая земля снова возвращалась к ее первоначальному владельцу [[old:lev:25:10|(Лев. 25:10)]]. Почти дословное выражение этих мыслей мы уже встречали у пророка Исаии [[old:is:42:07|(Ис. 42:7]]; [[old:is:49:09|49:9)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]