[<10>] ====== Толкование на Ис. 63:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них** Что же сделали те, которым и без всего этого надлежало, как сынам, почитать Отца? «**Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его**». Говорит ли он о Духе Святом, или о каком-либо служителе, как кощунствуют еретики? По справедливости пророк называет Святого Духа, так как все совершено святым Духом; об Нем говорят пророки и Моисей. «**Поэтому Он обратился в неприятеля их**». Видишь ли, что они сами были причиною вражды? «**Сам Господь воевал против них**». Это служит знаком любви и великого милосердия: Он их щадил, когда они были злы, для того, чтобы они достигли лучшего плода. Если же бы Он не щадил, то они давно уже превратились бы в ничто. Отсюда ясно, что Бог враждебен к ним в том смысле, что Он преследовал их любовью для их спасения. Он был врагом, чтобы не быть врагом навсегда: Он удалил, чтобы воспринять. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тии же не покоришася и разгневаша Духа Святаго Его, и обратися им на вражду, и той воева на ня** См. Толкование на [[old:is:63:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 63:8]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них** См. Толкование на [[old:is:63:08#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 63:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них** //Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его...// Здесь должно видеть, прежде всего, указание на многочисленные отдельные случаи возмущения от. евреев против Всевышнего, бывшие как еще при Моисее ([[old:ish:32:07|Исх. 32:7-10;]] [[old:chis:14:11|Чис. 14:11;]] [[old:chis:20:24|20:24;]] [[old:chis:25:06|25:6)]], так и после него ([[old:sud:02:11|Суд. 2:11;]] [[old:sud:03:07|3:7;]][[old:sud:04:01| 4:1;]] [[old:sud:06:01|6:1;]] [[old:sud:08:33|8:33;]] и др.). А затем, разумеется, нельзя не находить здесь и более общего определения характеристической черты "жестоковыйного" Израиля, которую, приблизительно в тех же выражениях, повторил позднее и первомученик архидиакон Стефан, в своей известной миссионерско-обличительной речи [[new:act:07:51|(Деян. 7:51)]]. //Сам воевал против них...// Своим вероломным поведением Израиль, говоря антропоморфически, возмущал Господа, и Он, из его союзника и друга, как бы превращался в его противника и врага. Впрочем, даже и этот праведный гнев Всевышнего всегда преследовал положительные, воспитательные цели: он заставлял Израиля задуматься над своим поведением, отрезвиться от заблуждений и снова искать союза с покинутым Господом. Можно даже предположить, что у пророка Исаии содержится здесь и более конкретный намек на ближайшие политические бедствия народа Божия, ввиду угрожающего призрака ассиро-вавилонского плена, произведшего на иудеев, как известно, наиболее сильное отрезвляющее действие. Послепленные иудеи уже не уклонялись в идолопоклонство и, по крайней мере, с внешней стороны сделались более ревностными блюстителями Моисеева закона, о чем, нужно думать, пророк и говорит дальше. //**Толковая Библия.**// [<10>]