[<10>] ====== Толкование на Ис. 63:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? - благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны** «**Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей**». Мы обращаемся не к храму, приходим не на место откровения, но призываем Тебя с неба, потому что это Твой храм, это Твое обиталище. Пророки говорили о небе, чтобы показать, что земной храм не может обнимать Бога. «**Где ревность Твоя и могущество Твое?**» То же самое говорил и Давид: «//Где... милости Твои древние, Господи//» [[old:ps:088:50|(Пс. 88:50)]], – чтобы они прибегали не к своим добродетелям, но к милости Божией. Но нужно знать: хотя велика милость Господня, однако, в ней присутствует избрание... . Я терпел доселе, но теперь не попущу; доселе Я попускал, но вы пренебрегли. Во время благоприятно «милости Твои ко мне удержаны», но мы не получили от этого никакого плода. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 15–17 **Обратися, Господи, от небесе, и виждь от дому святаго Твоего и славы Твоея: где есть ревность Твоя и крепость Твоя? где есть множество милости Твоея и щедрот Твоих, яко терпел еси нам? Ты бо еси Отец наш, понеже Авраам не уведе нас, и Израиль не позна нас, но Ты, Господи, Отец наш, избави ны, исперва имя Твое на нас есть. Что уклонил еси нас, Господи, от пути Твоего и ожесточил еси сердца наша, еже не боятися Тебе** Здесь пророк творит, наконец, молитву о всем народе и воссылает к Богу моление от лица Израильтян. Умоляет, чтоб отложил Свой гнев на них, прекратил негодование и обратился к ним Тот, Кто удалился от них; умоляет не кого-нибудь живущего на земле, но Бога истинного и небо имеющего как бы домом славы Своей. Хотя и говорят, что Бог обитает на небеси, но в Нем нельзя мыслить ничего телесного; так как мы не говорим того, что Божество находится в определенном месте и подлежит описанию, но Оно просто и бестелесно и все наполняет. Поелику же Оно почивает среди высших духов, как святых; то мы и называем небо престолом и домом Его. Итак, **обратися**, говорят. **Где есть ревность Твоя, и крепость Твоя?** Конечно никто, думаю, не мог бы сказать, что у Бога всяческих был недостаток в таковых (ревности и крепости); но говорят это потому, что они уже не пользуются ими; ибо Господь всегда спасал Израиля ревностью и божественною крепостью Своею. Я говорю следующее: они были рабами у Египтян, которые сделали жизнь их тяжкою обрабатыванием глины и кирпичей и изнуряли их жестокостью надзирателей за работами. Но Бог всяческих возревновал о них. Посему сказал: //ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, гневом велиим Аз гневаюся на языки нападающия: зане Аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая// [[old:zah:01:14|(Зах. 1:14)]]. Затем Он опять совершил удивительные дела; так как хотя страна Вавилонская была неуязвима и обладала неодолимой силой, – но Он предал ее опустошению, послав на них Кира, сына Камбизова. Желая снова пользоваться таковым же милосердием, они говорят: **где есть ревность Твоя и крепость Твоя? где есть множество милости Твоея и щедрот Твоих, то терпел еси нам?** Опять жаждут Его милости, долготерпения и человеколюбия, оказанных им не смотря на многие преступления их, так как Он берег их, хотя они некогда тяжко огорчали Его. Они жаловались в пустыне и искушали Его в сердцах своих, говоря: ужели Бог не может уготовать трапезу в пустыне? Потому что Он сокрушил камень, и потекли воды и наполнились потоки. Ужели он не может дать хлеба? И сверх того, в отсутствие Моисея, они слили тельца, но, не смотря на это, по молитве его, были помилованы. Итак, поддержи нас, говорят, хотя мы много раз оскорбляли Тебя. **Ты еси Отец наш, понеже Авраам не уведе нас, и Израиль не позна нас.** Не отрекаются они от отцов; так как это было бы бесполезно им при покаянии, и так как ради их они и не были отвергнуты: но Богу, любящему добро, они приписывают превосходство в любви даже и пред отцами по плоти, ибо Он есть Отец отцов. Мы произошли, говорят, от них, во они не видали нас; Ты же непрестанно сохранял нежность и любовь к нам, свойственную чадолюбивому Отцу. Итак, **избави ны**; потому что нам дано Твое имя; мы называемся наследием и народом Твоим. Но когда они по великой своей непокорности и грубости нравов неистовствовали против Христа, тогда они отпали от общения с Ним, очевидно духовного, сделались непричастными даров Его и не познали пути евангельской жизни. Посему весьма справедливо со слезами говорят: **что уклонил еси нас от пути Твоего, ожесточил еси сердце наше, еже не боятися Тебе?** Так и устами пророка им сказано: //расторгните сердца ваша, а не ризы ваша// [[old:iol:02:13|(Иол. 2:13)]]. Но Бог всяческих, могущий смягчить их, попустил, чтоб они имели душу непокорную и упорную. И по той причине, что Он не сделал их нежными, сказано, что Он ожесточил их; а с теми, которые подверглись этому, необходимо случается и другое нечто, а именно, они лишаются страха Божия, что ведет к погибели и приводит души во глубину ада. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15-16 **Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? - благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш** Ты, столько сделавший для народа, о чем сообщалось в предшествующей речи, что считал нас достойными даже сообщества Духа Твоего, также и теперь призри с неба и посмотри на дела наши, если, впрочем, они достойны Тебя, Почему Ты отвращаешь лицо Свое от нас? Небо же называется жилищем святынь и домом славы Его по оному: //небо престол Мой, земля же подножие ног Моих// [[old:is:66:01|(Ис. 66:1)]], и в другом месте: //живый на небесех посмеется им// [[old:ps:002:04|(Пс. 2:4)]], и: //к Тебе воздвигох очи мои, живущему на небеси// [[old:ps:122:01|(Пс. 122:1)]]. Это не в том смысле, что всемогущий Бог, держащий небо дланию и землю горстию, ограничивается каким либо местом, а в том, что более святое называется местом и жилищем Его. Поэтому Соломон, построивший дом Божий, в молитве к Нему говорит: //небеса небес и земли не довлеют Ти// [[old:3ts:08:27|(3 Цар. 8:27)]]. И в молитве Господней говорится: //да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли// [[new:mf:06:10|(Мф. 6:10)]]. Следовательно везде, где совершается воля Божия, есть оное жилище Его и дом Божий. Следующее же затем: **где ревность Твоя и сила Твоя** мы можем изъяснить тем свидетельством, которое изрекает Бог чрез Иезекииля Иерусалиму, последовавшему за любовниками своими: „уже не буду гневаться на тебя и ревность Моя отступила от тебя“ [[old:iez:16:start|(Иез. 16)]]. Смысл же следующий: так как мы согрешили и Ты начал ненавидеть нас, то отступила от нас ревность Твоя, которая не отступает, когда Он говорит чрез Захарию: //ревновах по Сиону и Иерусалиму ревностию великою// [[old:zah:01:14|(Зах. 1:14)]]. Поэтому и далее говорит: "и буду гневаться, на народы, собравшиеся вокруг его" [[old:zah:01:15|(Зах. 1:15)]]. По отступлении же ревности отступила и сила Божия и преодолевается расположение отеческого благоутробия, так как неимоверная благость Божия побеждается великостию грехов, так что удерживается от помощи мне Тот, кто прежде не мог видеть меня угнетенным. **Ибо Ты**, говорит, **Отец наш**, который служит творцом всех. Не узнает нас Авраам и не признает Израиль, потому что мы оскорбляем Тебя, и не признают тех за сыновей, о которых знают, что они не любимы Богом их. Неожиданно возникает вопрос: почему он привел Авраама и Израиля, то есть Иакова, но умолчано имя Исаака? На это мы ответим, что когда приведены начало и конец, то [вместе с тем] называется и среднее, или же так: Авраам из среды язычников призван к вере и сообразно с свойством прежнего и последующего положения получил изменение имени. Также Иаков многими трудами достиг того, что был назван Израилем. Поэтому и Авраам имел трех жен, а Иаков четырех; Исаак же от начала до конца имел прежнее имя и, указывая на чистоту Церкви, довольствовался одною женою. Таким образом те, которые молятся об изменении состояния грешников на лучшее, уподобляются тем, у которых печаль сменяется радостию. Все же это означает то, что они просят, чтобы Он, будучи Отцом их и удостоив их этого имени, не забывал чад Своих, чтобы чрез них не хулилось имя Божие среди язычников. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? - благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны** С 15 по 19 ст. Если только что рассмотренный отдел первой части молитвы, по характеру его, можно назвать историческим, то настоящий отдел правильнее всего будет обозначить, как умилостивительно-просительный и глубоко-покаянный. //Призри с небес и посмотри... где ревность Твоя и могущество Твое?// В пламенной молитве своей за народ Божий пророк Исаия, подобно Моисею [[old:chis:14:13|(Чис. 14:13-18)]], с "воплем крепким" обращается к Господу и просит Его снисходительно взглянуть со Своей небесной высоты на крайне бедственное состояние Его народа. Тяжесть такого положения особенно усугубляется тем обстоятельством, что народ израильский теперь оказывается как бы покинутым Богом: Его ревность и могущество, Его благоутробие и милость не изливаются теперь так обильно и для всех очевидно, как это было раньше, в "древние дни Моисеевы". Как муж, окончательно изверившийся в добропорядочности своей жены, перестает уже ревновать ее и делается к ней совершенно равнодушным, так и Господь, сетует пророк, утратил свою историческую "ревность" к Израилю [[old:ish:20:05|(Исх. 20:5)]] и перестал промышлять о нем. //**Толковая Библия.**// [<10>]