[<10>] ====== Толкование на Ис. 64:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей** «**Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина**». То, что должно было сказать, пророк не осмелился утверждать, т.е.: «**Ты – Отец наш**», а мы сыны. Для того, чтобы мудрою тщательностью обратить к себе попечение Его, пророк сказал: «**Господи, Ты – Отец наш**»; а для того, чтобы показать повиновение и почтение, он говорит: «**мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей**». Делай так, как ты желаешь. //**Толкование на пророка Исаию.**// =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 8–10 **И ныне, Господи, отец наш еси Ты, мы же брение, дела руку Твоею вси (мы). Не прогневайся на ны зело и не помяни во время беззаконий наших, и ныне призри, яко людие Твои вси мы, град святилища Твоего** Усердно испрашивают себе прощения в том, что совсем удалились от общения с Ним; но так как они доведены были до этого многими грехами, то и излагают мольбы свои с величайшим искусством; будучи не в силах умилостивить Спасителя делами и непорочною жизнью, они прибегают к другим средствам. именно: просят Его, чтоб Он положил решение о собственных тварях как Создатель и оказал пощаду призванным Им к бытию и жизни; **Ты - Отец наш**, говорят, а **мы-дела рук Твоих**; посему **не прогневайся на ны зело**. Они не отрицают того, что преткнулись, признают и то, что стали достойны наказания, так как жестоко надругались над Сыном: посему они едва не удерживаются от самой мольбы и приступают (к ней) далеко не решительно, но, как бы слегка смиряя дерзновение, умиленно просят Бога, чтобы Он не прогневался окончательно, а пременил бы гнев на милость, бесспорно, говорят, причастные столь страшным злодеяниям достойны гнева, но было бы достойно Твоего милосердия смягчить для нас последствия и праведного гнева. И так, говорят, во время скорби **не помяни беззаконий наших**, помышляя о том, что **людие Твои вси мы и град святилища Твоего**, т. е. в котором находится Твое святилище. Этими словами обозначают храм. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8-12 **Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен. Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены. После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры** Если мы примем во внимание наши заслуги, то должно будет отказаться от всякой надежды, а если благость Твою, который бьешь всякого сына, коего принимаешь, то осмелимся обратиться с молениями. Ибо Ты Отец наш, удостоивший сказать: //сын Мой первенец Исраиль// [[old:ish:04:22|(Исх. 4:22)]]. И хотя **мы глина** и **дела рук Твоих**, а Ты наш образователь, и хотя сосуд не может возразить образователю: почему он так или так сделан, однако зная, что мы сыновья, дерзаем сказать: **не гневайся, Господи, чрезмерно**. Не гнев возбраняем и уже не о долготерпении Твоем просим, чрез которое мы собираем себе гнев в день гнева. Но мы просим о том, чтобы Ты не гневался на нас чрезмерно, чтобы во время мщения и наказания не вспоминал о беззаконии нашем, но более взирал на народ Твой, который некогда был назван Твоим народом, и чтобы Ты помиловал город святилища твоего, в котором некогда призывалось имя Твое. Этот город называется Сионом и Иерусалимом, который радует стремление реки и в котором некогда была высота добродетелей и видение мира. Также дом Твой, то есть храм освящения нашего и славы, в котором отцы наши прославляли Тебя, пал, [обратившись] в развалины и пепел, и истреблен опустошительным пожаром, так что в нем не приносятся жертвы, не совершается пасха, не исполняются какие либо из обрядов, которые Ты заповедал исполнять: но все вожделенное наше обратилось в развалины. Поэтому неужели, Господи, Ты будешь удерживать после этого милосердие Твое и молчать пред богохульствующими противниками и поражать и смирять нас не обычным образом, а чрезмерно? Иудеи полагают, что все это исполнилось во времена ассириян и вавилонян. Но мы сообразно с тем, что далее следует от лица Спасителя: //Я открылся не вопрошавшим Меня, найден был не искавшими Меня// [[old:is:65:01|(Ис. 65:1)]], все относим ко времени римской победы, что Иосиф, писатель иудейской истории, излагает в семи книгах, которым дал заглавие плена Иудейского, то есть περί άλώοεως, и излишне словами выяснять то, что ясно для глаз, так как все вожделенное их обращено в развалины, а храм, славившийся во всем мире, в мусор нового города, который по имени основателя назван Элиею, и превратился в жилище для сов, и тщетно они ежедневно говорят в синагогах своих; неужели все это Ты будешь терпеть и поражать нас и сильно смирять. Можем мы относить это к Церкви или к душе святого мужа, которая справедливо может быть названа высотою и видением мира, так как в ней обитают Отец и Сын и Дух Святый. Если же по вине нас или народа Сион подобного рода оставляется Господом, то он тотчас подвергается сожжению от огненных стрел диавола; ибо все прелюбодействующие — как горнило сердца их. И по изгнании прохлады целомудрия, в храме Божием распространится пламя похоти, чтобы все, бывшее прежде в нас, славное и знаменитое пало, было истреблено и погибло, и чтобы исполнилось то, что говорится в Псалмах: //возжгоша огнем святило твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего// [[old:ps:073:07|(Пс. 73:7)]]. Угасить это может только тот, из чрева которого текут реки живой воды. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей** Как хорошо было бы людям, если бы они почаще сознавали, что они – брение, дело рук Божиих! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей** С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний, заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего положения, //Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш...// Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины, так как он употреблялся им уже и раньше ([[old:is:29:16|Ис. 29:16;]] [[old:is:45:09|45:9)]]. Весьма вероятно, что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом [[old:gen:02:07|(Быт. 2:7);]] хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана ссылка в той же самой молитве [[old:is:63:16|(63 гл. 16 ст.)]] Образ этот у пророка Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды [[old:ier:18:start|(Иер. 18 гл.]]) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к Римлянам ([[new:rim:09:20|Рим. 9:20]] и след.). //**Толковая Библия.**// [<10>]