[<10>] ====== Толкование на Ис. 64:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен** См. Толкование на [[old:is:64:09#svt_ioann_zlatoust|Ис. 64:9]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **град святилища Твоего** См. Толкование на [[old:is:64:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 64:8]] Ст. 10–12 **Бысть пуст Сион, якоже пустыня бысть Иерусалим, на проклятие дом святый наш, и слава, юже благословиша отцы наши, бысть огнем пожжен, и вся славная купно падоша. И о всех сих терпел, еси Господи, и молчал, и смирил еси ны до зела** Указав свои душевные язвы, возвестив и о том, что они стали удобопреклонны ко грехам, подобно листьям колеблются от всякого ветра и носятся туда и сюда, упоминают затем и о внешних событиях, случившихся с ними. Очевидно, оплакивают разрушение Иерусалима и сожжение храма. Все это совершилось после распятия Спасителя. **Пуст**, говорят, **стал Сион**, некогда столь блестящий, славный, многолюдный. **И святилиище наше бысть на проклятие. «На проклятие»** говорят вместо «на поругание», на посмеяние неведующим Бога. Ибо чтители демонов, когда святые или каким бы то ни было образом посвященные Богу страдают, разражаются смехом, торжествуют и поносят славу Спасителя их: они думают что, может быть, рука Его бессильна спасти их и не понимают, что они подпали суду, совершив нечто неугодное Ему. Итак, **на проклятие бысть дом святый наш**. Свят был у них храм; но, говорят, и он **бысть огнем пожжен**, - храм, по словам блаженных отцов, прежде столь славный и знаменитый. **Купно падоша**, говорят, **и вся славная**, ибо к священным сосудам, находившимся в храме Божием, грабившие их и сожигавшие не оказали никакого почтения. Ты же, говорят, **терпел еси о всех сих, и молчал, и сокрушил нас до основания**. А так как Он, хотя и мог отвратить нападение врагов, однако попустил им усилится и даже вторгнуться в самый храм, то отсюда и заключают, что они покинуты вследствие гнева, и молчание при таких обстоятельствах есть возмездие за грехи их. Ибо, если Ему легко было удержать ярость и, однако, Он дал ей волю и попустил, чтобы бедствия дошли до крайних пределов, то из этого ясно, что Он изливает на них Свой губительный гнев, забывая даже о собственной славе и испытывая посмеяние врагов, пока не получит должного конца отмщение тем, кому надлежит быть наказанными за множество грехов. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен** См. Толкование на [[old:is:64:08#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 64:8]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен. Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены** //Города святыни Твоей сделались пустыней... Иерусалим опустошен.// Дом освящения и славы нашей сожжен... В подкрепление своей усиленной просьбы о помиловании Израиль указывает на свой тяжелый политический и религиозный кризис, когда все, некогда цветущие города его, превратились в развалины и пустыни, когда разграблена самая столица его теократического царства - г. Иерусалим, когда сожжен даже и ветхозаветный храм - этот высший центр национального объединения и религиозного освящения еврейского народа. Описание это, по справедливому замечанию Dillmann, близко напоминает содержание кн. Плач Иеремии и отчасти - Псалма 78. А это все имеет непосредственное отношение к бедствиям вавилонского плена. Отсюда мы думаем, что и пророк Исаия говорит здесь, прежде всего, об этом, ближайшем к нему или даже и вовсе современном ему событии; а затем уже пророчески-прообразовательно он намекает и на будущее окончательное разрушение Иерусалима римлянами, как думают многие из святых отцов (блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский). Показание это важно для установки хронологии данной главы: ясно, что она не могла быть написана после вавилонского плена (как думают рационалисты), ибо тогда Иерусалим и храм снова были восстановлены. //**Толковая Библия.**// [<10>]