[<10>] ====== Толкование на Ис. 65:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но вслед грехов своих** См. Толкование на [[old:is:65:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 65:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям** Когда апостол Павел писал римлянам, то, изложив по отношению к язычникам выше сказанное: //Я открылся не вопрошавшим Меня, найден не искавшими Меня//, присовокупил: к Израилю же говорит: Я простирал руки Мои к народу неверующему и сварливому [[new:rim:10:start|(Рим. 10)]], который когда побеждался благодеяниями Господа и видел знамения высшиe [сил] человека, то говорил: //Сей не изгонит бесы, токмо о Веелзевуле князе бесовстем// [[new:mf:12:24|(Мф. 12:24)]] и еще: //самарянин еси Ты, и беса имаши// [[new:in:08:48|(Ин. 8:48)]], и опять: //Ты, человек сый, твориши себе Бога// [[new:in:10:33|(Ин. 10:33)]]. И в другом месте: //несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит// [[new:in:09:16|(Ин. 9:16)]], и многое другое, что долго было бы приводить. Наконец, когда Он на кресте простирал руки к народу неверующему и говорил: //Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят// [[new:lk:23:34|(Лк. 23:34)]], то они прямо говорили: //увы, разоряяй церковь и треми денми созидаяй, да снидет ныне со креста, и веруем в Него. Иныя спасе, Себе ли не может спасти?// [[new:mf:27:40|(Мф. 27:40-43)]]. Об этом и Симеон, держа на руках Младенца, пророчествовал: //се лежит Сей на падение и на востание многим и в знамение прорекаемо// [[new:lk:02:34|(Лк. 2:34)]]. В Риме иудеи говорят Павлу: //о секте сей ведомо есть нам, яко всюду сопротив глаголемо есть// [[new:act:28:22|(Деян. 28:22)]]. Простертые руки мы можем понимать и в отношении к щедрости Подателя, потому что Он ни в чем ни отказывает просящим, но тотчас и просящему прокаженному даровал исцеление [[new:mf:08:start|(Мф. 8)]], и слепорожденный получил прозрение [[new:in:09:start|(Ин. 9)]], и насыщены тысячи алчущeго народа в пустыне, кроме детей и жен [[new:mf:14:start|(Мф. 14)]]. Обозначают простертые руки и благость Родителя, желающего принять своих чад в объятия. А они, напротив того, ходили путем недобрым и следовали помышлениям своим. Таковым Господь говорит чрез пророка: //отврати ногу твою от пути зла// [[old:pr:04:27|(Прит. 4:27)]]. Ибо они любили чужих и подобно блуднице говорили: //пойду в след похотников моих// [[old:os:02:05|(Ос. 2:5)]]. И оставив добрый путь, говорящий в Евангелии: //Аз есмь путь// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]], ходили по широкому и пространному пути, ведущему к смерти, и следовали помышлениям своим, избегая которых, пророк молит Господа: //от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади раба Твоего. Аще не обладают мною, тогда непорочен буду// [[old:ps:018:13|(Пс. 18:13]][[old:ps:018:14|-14)]]. И апостол учит, что те, кои не имеют познания о Боге, предаются превратному уму, чтобы делать непотребства [[new:rim:01:start|(Рим. 1)]]. Мы же скажем словом псалмопевца: //настави мя на стезю правую// [[old:ps:026:11|(Пс. 26:11)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям** //Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному...// Напрасно, следовательно, Израиль сетует, что Господь забыл его, что "рука Его сократилась, чтобы спасать, и ухо Его отяжелело, чтобы слушать" [[old:is:59:01|(Ис. 59:1)]]. Совершенно наоборот, Всевышний// "всякий день простирал... руки... к народу непокорному"//, т. е. проявлял постоянную любвеобильно трогательную заботу об обращении Израиля [[old:is:50:02|(Ис. 50:2)]]. Но Израиль остался нем и глух к этому Божественному призыву, почему вполне и заслужил наименование "народа непокорного" [[old:is:30:01|(Ис. 30:1;]] [[old:ier:05:23|Иер. 5:23;]] [[old:ier:06:28|6:28;]] [[old:os:04:16|Ос. 4:16)]], "ходящего путем недобрым", т. е. несогласно с волей и законом Бога, а "по своим помышлениям, или, как выразительнее заметил пророк Исаия в другом месте, угождая "своей прихоти" ([[old:is:58:13|Ис. 58:13;]] ср. [[old:is:53:06|53:6;]] [[old:is:55:07|55:7;]] [[old:is:56:11|56:11;]] [[old:is:57:17|57:17]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]