[<10>] ====== Толкование на Ис. 65:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== СТ. 3-5 **Людие сии разгневляющии Мя, лицем Моим присно: тии жертвы приносят в вертоградех и кадят во чрепех бесом, иже не суть, и во гробех и во пещерах лежат соний ради, иже ядят мяса свиная и юху треб, осквернени сосуди их вси: иже глаголют: отъиди от мене, не прикоснися мне, яко чист есмь. Сей дым ярости Моея, огнь горит в нем вся дни** Обличает Израильтян и нечестии, и не во время только пришествия Его, ибо они и ранее, так сказать от роду, начиная с праотцов, отвергнув Его Божественный закон и поспешив распроститься с заповедями Моисея, стали служить идолам и приносить жертвы лжеименним богам и сделались чтителями духов нечистых. **Присно**, говорит, **людие сии** были **разгневляющии Мя**: беспрестанно они, т. е. долгое время, приносили жертвы **пред лицем Моим**. Да и как возможно было им укрыться, если Бог все видит? Посему-то Он и сказал чрез одного из святых пророков: //Бог приближаяйся, Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча// [[old:ier:23:23|(Иер. 23:23)]], //еда от Мене утаится что// [[old:ier:32:27|(Иер. 32:27)]]? Следовательно, если от Него ничто не утаится, то как могли утаиться те, которые воскуряли **в вертоградех**, или в рощах, на горах, в дубравах? Что же иное означает **пред лицем Моим**, как не в самом храме, Мне посвященном? Тоже самое Он говорил об Иерусалиме устами Иеремии: //почто возлюбленная в дому Моем сотвори мерзости// [[old:ier:11:15|(Иер. 11:15)]]? А мерзостью Священное Писание обыкновенно именует идолов. – Итак, на глазах Моих, говорит, **кадят** и **в вертоградех**, т. е., как я сказал, //на горах, под дубом, и под елию, и под древом ветвенным// [[old:os:04:13|(Ос. 4:13)]], по написанному. А приносили жертвы они, по-видимому, следуя нравам Эллинов (язычников), некоторым демонам, которых те зовут нимфами, гамадриадами и ореадами. Они **не суть**, говорит, не потому, чтобы не существовало злобных демонов, а потому, что они не боги, вопреки мнению приносящих им жертвы. И в **гробех** и в **пещерах** приносили они жертвы, по-видимому, занимаясь так называемой некромантией, а лежали в гробах, обольщаемые сновидениями и призраками и добиваясь знания будущего. Все это - измышления эллинского нечестия. А что они и заповедь закона попрали, это показывает словами: **иже ядят мяса свиная**, что запрещено было Израильтянам; хлебали **и юху треб**, при чем исполнялись всякой нечистоты и получали неизгладимую скверну, и затем полагали, что они достигли предела всякой чистоты, почему и говорили желавшим к ним приблизиться: **отъиди от мене, не прикоснися мне, яко чист есмь**; ибо лукавые и нечистые демоны внушают своим поклонникам мысль, что, совершая все, не только противное закону и приличию, но и достигающее крайней степени осквернения, они будут чистыми, если будут возжигать светильники, бегать вокруг огня, или же окропляется водою и припевать приличные старухам побасенки. Но все это, говорит, сделанное ими нечестиво и безбожно, ест **дым ярости Моея** и огонь **горит в нем вся дни**. Мы знаем, что дым служит признаком имеющего возгореться огня. И действительно, до пришествия Спасителя, выше упомянутым Израильтянам показывался дым или начатки божественного гнева; когда же они к прежним своим беззакониям присоединили поругание над самим Спасителем и Искупителем всех, ибо они //убили Начальника жизни// [[new:act:03:15|(Деян. 3:15)]], то уже и возгорелся гнев, и дым, так сказать, обратися в пламень. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках** Как говорит Господь: //не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси и елика на земли// [[old:ish:20:04|(Исх. 20:4)]], и чрез Моисея укорял делающих [это]: //прогневаша Мя о богах чуждих, и в мерзостех своих преогорчиша Мя. Пожроша бесовом, а не Богу// [[old:vtor:32:16|(Втор. 32:16)]], они усердием ко греху как бы раздражали и вызывали Бога, не только делали то, что не было дозволено, но постоянно и беспрерывно делали это, греша пред лицем Господа, пред очами которого все открыто, или во храме Его, принося жертвы идолам. А чтобы не отсутствовало какое либо святотатство, они приносили жертвы в садах и курили ладан на кирпичах, соединяя с идолослужением распутство и с жертвоприношениями похоть, и вместо одного алтаря, построенного из необделанных камней по закону Божию, они обагряли кровию жертв обожженные кирпичи и дерн полевой. Это сказано применительно к буквальному значению; в духовном же смысле всякий еретик вызывает Господа на гнев и ложными учениями своими приносит нечистые жертвы, не постоянныe и не имеющиe всегда оставаться, но, подобно садам, расцветающиe на короткое время, заботясь о наслаждениях плоти. Таковому говорится: //всяка плоть сено и всяка слава ея яко цвет травный. Изсше трава и цвет отпаде; глагол же Господа,// проповедуемый в церквах//, пребывает во веки// [[old:is:40:06|(Ис. 40:6-8)]]. Навуфей, не желавший, чтобы такие сады были сделаны из виноградника его, пролил кровь при нечестивейшем царе Ахаве [[old:3ts:21:start|(3 Цар. 21)]]. Ибо ни с чем не сообразно было, чтобы погибло отеческое наследие и чтобы, по вырубке виноградников, приносящих плод, веселящий сердце человека, вместо добродетелей рождались овощи наслаждений и пороков. Есть у греков справедливо прославлявшееся и восхвалявшееся изречение мудреца, который все удовольствия света, блеск и роскошь мира, быстро проходящую, называет садами Адониса. Еретики делают также посвящения на камнях, когда стараются утвердить свои заблуждения и натянутую ложь диалектическим искусством и построить в надлежащем порядке (in quadrum) и подкрепить, как говорят, γραμμιχαΐς άράγχοι [математическими доказательствами], то есть линиями, которые чертятся и пишутся на кирпиче по пыли. А что читается у Семидесяти: **бесам, которые не существуют**, и чего нет в еврейском, это следует понимать в том смысле, что буквально и духовно не существуют и бесы, которые уже погибли от Бога, истинно существующего, и секты еретиков, которые не обладают никакою истиною, но переходят в подобие теней и погибают. Поэтому и Есфирь говорит к Господу: "не предай наследия Твоего тем, которые не существуют" [[old:esf:04:start|(Есф. 4)]], и святый молится в псалме: //ослаби ми, да почию прежде даже не отъиду, и ктому не буду// [[old:is:38:14|(Ис. 38:14)]]. Ибо кто, живя в этом теле, не получит прощения грехов и так оставит жизнь, тот погибает для Бога и перестает существовать, хотя он существует для себя в наказаниях. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него** ст. дают фактическое доказательство того, что Израиль "ходил путем недобрым", именно путем идолослужения и нравственного развращения. //К народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице...// т. е. который дерзко и открыто попирает законы Господа и тем самым наносит Ему самое сильное оскорбление ([[old:is:58:09|Ис. 58:9;]] [[old:ier:07:19|Иер. 7:19;]] [[old:ier:32:30|32:30]] и др.). Далее, пророк более подробно перечисляет частные виды практиковавшихся у евреев его времени языческих культов. //Приносит жертвы в рощах..//. Это - культ священных деревьев, или дубрав, соединенный с безнравственным служением богине Астарте; он практиковался в предпленную эпоху у евреев особенно широко, почему и заслужил резкое обличение у многих пророков ([[old:is:01:29|Ис. 1:29]];[[old:is:57:05| 57:5;]] [[old:is:66:17|66:17;]] [[old:os:04:13|Ос. 4:13]] и др.). //Сожигает фимиам на черепках...// Комментаторы СПб Академии думают, что под "черепами", или "черепками" "здесь разумеются кирпичи или камни, с таинственными знаками ([[old:is:57:06| Ис. 57:6),]] почитание которых было распространено среди ханаанских народов [[old:lev:26:01|(Лев. 26:1;]] [[old:chis:33:52|Чис. 33:52)]], остатки каковых до последнего времени находят в заиорданской области Палестины и каменистой Аравии; в науке они известны под именем - менгиров, долменов, кромлехов и моавитских кирпичей" (916 с.). Но Английский настольный комментарий, ссылаясь на более ясные указания др. пророков, видит здесь указание на особый вид астрального служения, совершавшегося на черепичных кровлях домов ([[old:ier:32:29|Иер. 32:29]] и [[old:sof:01:05|Соф. 1:5]] - The Pulp. Com. - 470 p.). //**Толковая Библия.**// [<10>]