[<10>] ====== Толкование на Ис. 65:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и во гробех и во пещерах лежат соний ради, иже ядят мяса свиная и юху треб, осквернени сосуди их вси** См. Толкование на [[old:is:65:03#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 65:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-5 **сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; который говорит: остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя** Не было никакого святотатства, которое опустил бы народ Израильский, не только приносивший жертвы в садах и сожигавший ладан на кирпичах, но также сидевший или живший в гробах и спавший в капищах идолов, где обыкновенно лежали на постланных кожах жертв, чтобы в сновидениях узнавать будущее. Это до сего времени совершает заблуждение язычников и многих других в капище Эскулапа, каковые [капища] суть не что иное, как гробы умерших. Но они не ограничивались этим нечестием, но ели также мясо свиней, которое запрещено было законом, и вчерашнее варево, которое греки называют έωλον, едят с жадностию. Поэтому столько же сами они были нечисты, как и сосуды их, и настолько ежедневно увеличивались их дерзость и высокомерие, что всякого, не увлеченного их заблуждением, они считали нечистым и избегали соприкосновения с ним, подобно тому, как делают это в отношении к нам самаряне и иудеи и все еретики, какие недавно появились в Галлии под руководством запальчивого учителя, которые, удаляясь от базилик мученических, избегают, как нечистых, нас, по обычаю совершающих там моления. Делают же это не столько они, сколько обитающие в них демоны, не выносящие силы и бичеваний священного праха. Кто же из еретиков не покоится в [надгробных] памятниках, не спит в пещерах учителей? Такими были Маркион и Валентин и недавно Евномий, нечистоту ума засвидетельствовавший прокаженным телом, которые, оставив свет Духа Святаго и горницу, в которой находились апостолы, пребывают во тьме диавола и любят пещеры, осуждаемые Иеремиею в таинственной речи: „наследие мое делалось для меня как пещера гиенны“ [[old:ier:12:start|(Иер. 12)]], которую наши называют belluа,- животным, которое всегда следует за трупами и питается соком и гнойною кровию мертвых тел. Против тех, которые обитают в пещерах, и Аввакум говорил плачевным голосом: //горе напаяющему подруга своего питием мутным и упоявающему, яко да взирает к пещерам их// [[old:avm:02:15|(Авв. 2:15)]]. Об этих пещерах и Господь говорил: //писано есть: дом Отца Моего дом молитвы наречется, вы же сотворите и вертеп разбойником// [[new:mf:21:13|(Мф. 21:13)]], [[new:lk:19:46|(Лк. 19:46)]], в которых вы погубляете души обольщенных, чтобы они не видели в них тех видений, о которых тот же Спаситель говорит: //Аз видения умножих и в руках пророческих уподобихся// [[old:os:12:10|(Ос. 12:10)]]. И другой к Нему говорит: //глаголал еси в видении сыновом Твоим// [[old:ps:088:20|(Пс. 88:20)]], но вы верите в те сны и видения, в которые Господь заповедал не верить. Они питаются мясом свиней, о коих говорится: //не пометайте бисер ваших пред свиниями// [[new:mf:07:06|(Мф. 7:6)]], и едят мерзкое варево, приправленное в книгах их еретическим искусством. Все сосуды их нечисты, то есть как тела, так учения, и они доходят до такого безумия, что всякого, кто не уподобится им, проклинают, как погибшего. Cт. 5-7 **Они - дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недра их прежние деяния их** По причине дел ваших и неимоверного высокомерия, так что вы, будучи нечистыми почитаете чистых нечистыми, вы будете дымом, огнем горящим, возгоревшимся от Моей ярости. Ярость же, забвение, гнев, раскаяние в Боге мы так должны понимать, как ноги, руки, глаза, уши и прочие члены, о которых говорится, что их имеет бестелесный и невидимый Бог. Не в том смысле, что этим [душевным] волнениям подвергается тот, Кто уничтожает их в нас даром Своей благодати, но под свойственными нам словами мы должны понимать отношение Бога к нам. Ибо и гнев, который состоит в страсти к мщению, не так определяется в Боге, как в людях, — он имеет основание в наших пороках, а не в воле Божией: мы собираем себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия [[new:rim:02:start|(Рим. 2)]], чтобы наши терния, волчцы и плевелы, принесенные нами вместо семени Божия, также дерево, сено и солому, построенные нами на Павловом основании, истребляло мудрое пламя [[new:1kor:03:start|(1 Кор. 3)]]. Об этом вечном огне, мы читаем и в песне Моисея: //огнь возгорелся от ярости Моея, разжжется до ада преисподняго; снесть землю и жита ея, попалит основания гор, и стрелы Моя скончают их// [[old:vtor:32:22|(Втор. 32:22)]]. Смысл этого свидетельства тот, что постоянно горит огнь Божий и наказание для грешников и преследует их до ада. Таковым был и тот облеченный в порфиру богач в Евангелии, который мучился в вечных огнях, между тем как Лазарь покоился на лоне Авраамовом [[new:lk:16:start|(Лк. 16)]]. Также землю, то есть плоть нашу, и по рождения ее, то есть пожелания плоти, и основания гор, восстающие на разум Божий, сожжет этот же огонь. Также и самые горы погибнут от стрел Божиих, чтобы они, приниженные чрез наказания, перестали быть горами. **Вот**, говорит, **написано пред лицом Моим**. Ибо все наши грехи открыты пред очами Божиими и записаны в тех книгах, о которых у Даниила мы читаем: //престолы поставлены и книги раскрылись// [[old:dan:07:start|(Дан. 7)]]. О них в другом месте говорится: //на земли да напишутся// [[old:ier:17:13|(Иер. 17:13)]]. И не будет более молчать Тот, который прежде сказал: //молчах, еда и всегда умолчу//, говорит Господь [[old:is:42:14|(Ис. 42:14)]]. Но Он воздаст каждому за совершенное им в недре его, то есть в тайнике сердца, чтобы их мучила собственная их совесть. О ней и пророк Осия предрекает: //падутся князи их мечем ради ненаказания языка своего// [[old:os:07:16|(Ос. 7:16)]]. Это есть умаление их в недре их, происходящее из сердца каждого [человека]. Нечто подобное и в Притчах пишется: „беззаконным все воздается в лоне их“ [[old:pr:05:start|(Притч. 5)]]. Это недро по причине главенства (ηγεμονικόν) души называется по другому имени — главою: //пути их на главы их дах// [[old:iez:09:10|(Иез. 9:10)]]. И в другом месте: //обратится болезнь его на главу его и на верх его неправда его снидет// [[old:ps:007:17|(Пс. 7:17)]]. Но бывает и доброе недро, которое будет наслаждаться святою совестию, о коем псалмопевец говорил: //и молитва моя в недро мое возвратится// [[old:ps:034:13|(Пс. 34:13)]]. Разумеется недро в смысле расположения к кому либо и любви, как некогда обращается речь к мужу: „жена, которая на лоне твоем и к родителю: „приведут сыновей твоих на лоне“. Поэтому и все те, которые имеют Авраама отцом и удостоились уподобиться его добродетелям, покоятся на лоне его [[new:lk:16:22|(Лк. 16:22)]]. Ибо под отцами, беззакония и грехи которых теперь воздаются нам, мы не должны разуметь тех, от семени которых произошли наши тела. Также и Моисей, сказав, что грехи отцов будут возданы детям до третьего и четвертого поколения ненавидящим Бога [[old:ish:20:start|(Исх. 20)]], объясняет свою мысль, говоря: //сынове да не умрут за грехи отцев: кийждо за свой грех да умрет// [[old:vtor:24:16|(Втор. 24:16)]]. Также Иезекииль подтверждает ту же мысль, что уже не будет употребляться известная пословица: //отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша// [[old:iez:18:02|(Иез. 18:2)]], но будет оскомина только на зубах того, кто ел, и умрет душа согрешающая и не понесет вины за чужие грехи. Отсюда мы заключаем, что следует понимать в добрую или в противоположную сторону тех отцов, к которым каждый присоединяется по оставлении настоящей жизни. Приносил же жертвы на горах и холмах Израиль тогда, когда поставил золотых тельцов в Вефиле и Дане. И он поносил Бога относительно заповедей Его, пренебрегая Его обрядами и оказывая богопочтение идолам: дела таковых будут возданы в недре их. Также всякий еретик, презирающий церковную простоту, приносит жертвы на горах и поносит Бога, презирая Его заповеди. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него** //Сидит в гробах и ночует в пещерах..//., т. е. занимается некромантией и инкубацией, которым еврейский народ, действительно, сильно предавался, увлекшись примером окружающего язычества [[old:is:08:19|(Ис. 8:19;]] [[old:is:29:04|29:4)]]. Яркий пример этого дает история Саула у Аендорской волшебницы [[old:1ts:18:start|(1 Цар. 18)]]. //Ест свиное мясо...// вопреки прямому запрещению Моисеева закона [[old:lev:11:07|(Лев. 11:7;]][[old:vtor:14:08| Втор. 14:8),]] но в зависимости, вероятно, от языческих жертвоприношений и суеверных обрядов [[old:is:66:17|(Ис. 66:17;]] [[old:1mak:01:41|1 Мак 1:41-64;]] [[old:2mak:06:18|2 Мак 6:18)]]. //Мерзкое варево в сосудах у него...// Это - или общее, заключительное указание на все "идоложертвенное", или новое указание на какой-либо частный вид идольской трапезы, вроде, напр., того, о котором говорит Властов - особое варево из разных зерен, приносимое в жертву Земле - Деметре, позже Гекате (т. е. Персефоне - Гекате - Селене), раздающей дары (407 с.). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:65:03#lopuxin_ap|Ис. 65:3]] [<10>]