[<10>] ====== Толкование на Ис. 65:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 13-15 **Сего ради тако глаголет Господь: се, работающии Ми ясти будут, вы же взалчете: се, работающии Ми пити будут, вы же возжаждете: се, работающии Ми возрадуются, вы же посрамитеся: се, работающии Ми возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачетеся. Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь. Работающим же мне наречется имя новое** Всегда вслед за наградами полагает и наказания, чтобы тем и другим привести к необходимости избрать, мыслить и делать угодное Ему, ибо как награды увлекают к подвигу добродетели, так и горечь наказания иногда отдаляет от порочных деяний и направляет к лучшему. Таким образом, весьма благоискусно поощряет сердца призываемых, и обещая им награды, и угрожая наказаниями. **Ясти**, говорит, **будут работающии Ми, вы же взалчете, они пити будут, вы же возжаждете**; они будут радоваться, **вы же посрамитеся**: познавшие истинного и по естеству Бога, отвергнувшие лжеименных (богов) и возжелавшие красоты истинного богослужения насладятся воистину горними благословениями, насыщая сердца, приступая к животворящей трапезе Спасителя всех нас Христа и вкушая хлеб жизни с божественным питием, вследствие чего они могут быть причастниками горнего веселия, ибо это очищает грехи, изгоняет печаль и не дает страху наказания овладеть нашими мыслями. Еще более радуемся мы в надежде на блага, которые, как говорит Священное Писание, уготованы любящим Бога. Вы же, говорит, закосневшие в заблуждении, **возопите в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачетеся**: когда сойдет с небес Спаситель всех нас Христос и воздаст каждому по делам его, восплачут все и восстенают не познавшие Бога истинного, но умершие во грехах своих. **Остависте бо**, говорит, **имя ваше в насыщение избранным моим, вас же избиет Господь**. Опять прошу вникнуть в глубину мысли. Иногда боговдохновенное писание говорит **в насыщение** вместо: до пресыщения, до отвращения, так в одном месте Бог говорит Израильтянам: //ктому не стерплю грехов ваших: бысте Ми в сытость// [[old:is:01:14|(Ис. 1:14)]]. Итак, вы, говорит, не неоставившие лжеименных богов, но умершие во грехах своих, оставили имя свое в насыщение или в предмет отвращения для избранных Моих. Никто, конечно, не может заставить однажды избранных принять имя идолопоклонников: каждый избегает наименования богоненавистника, идолослужителя, безбожника и сквернавца, напротив желает именоваться народом святым, родом избранным, царским священием, по слову божественного Петра [[new:1pet:02:09|(1 Пет. 2:9)]]. Если же кому угодно применить сказанное к Израильтянам,-так, чтобы о них говорилось – **остависте имя ваше в насыщение избранным моим**,– то скажем, что Израиль некогда назывался чадами, народом и наследием Божиими, когда же они неудержимо бросились в разнузданность, то лишились подобной славы, и вместо них сделались наследниками призванные из язычников. Об этом, думаю, Бог говорит устами Осии: нареку не народ Мой народом Моим, и //реку не людем Моим, людие Мои есте вы// [[old:os:02:23|(Ос. 2:23)]]. Все бо Христе стало новым-и служение, и жизнь, и закон: мы более не прилепляемся к бесполезным сеням и образам, но совершаем поклонение и служение Всевышнему Богу в духе и истине [[new:in:04:23|(Ин. 4:23)]], носим имя не как Израильтяне по патриархам или отцам, Ефрему, Манассии, или по какому другому колену, не следуем стезею книжников и фарисеев, ценя выше всего ветхую букву, но //в обновлении жизни// [[new:rim:04:start|(Рим. 4)]] евангельской шествуем ко Христу и, украшаясь званием от Него как бы венцем, именуемся Христианами. Вот славное и благословенное имя по всей поднебесной. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-14 **Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа** Не только падете от меча вы, оставившие Господа и делавшие злое в очах Его и не хотевшие слушать Его в Его присутствии, но увидите большое различие между вами и народами языческими. Ибо те, которые будут Моими рабами, будут есть и пить, веселиться и восхвалять от сердечной радости. А вы, наоборот, будете голодать и жаждать, будете в стыде и от сердечной скорби и сокрушения духа будете рыдать. Хилиасты полагают, что все это исполнится в течении тысячи лет, думая, что пища и питие означают царство Божие, и не понимая написанного: «старайтесь не о пище погибающей, но о пище жизни и истины» [[new:in:06:start|(Ин. 6)]], и желая вкушать плоть Христову и плод древа жизни. О сем Спаситель говорит: //Аз есмь хлеб, сходяй с небесе// [[new:in:06:33|(Ин. 6:33-35)]], и Екклезиаст: //отверзи очи твои и насыщайся хлеба// [[old:pr:20:13|(Притч. 20:13)]]. И псалмопевец говорит: //юнейший бых и не состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его, просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный и семя его во благословение будет// [[old:ps:036:25|(Пс. 36:25]][[old:ps:036:26|-26)]]. Относительно этого хлеба и духовной трапезы [Спаситель] наставлял учеников: //вы есте пребывше со Мною в напастех Моих, да ясте на трапезе Отца Моего в царствии небесном// [[new:lk:22:28|(Лк. 22:28-30)]]. Если мы будем понимать это в отношении к простому хлебу, то как сможем объяснить оное: //не убиет гладом Господь душу праведную// [[old:pr:10:03|(Притч. 10:3)]], и еще: //весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся// [[old:ps:036:18|(Пс. 36:18]][[old:ps:036:19|-19)]]. Ибо сколько праведных помирает от преследования, удрученных голодом и нуждою, сколько праведных голодает, а нечестивых преисполняется жестокостями! Питье же должно быть понимаемо то, которое почерпается из источников Израилевых, которое кто будет пить, тот будет иметь в себе источник воды, текущей в жизнь вечную [[new:in:04:start|(Ин. 4)]]. Его и Спаситель обещает пить в царстве Отца с учениками [[new:lk:22:start|(Лк. 22)]]; оно веселит сердце человека [[old:ps:103:start|(Пс. 103)]], так что пьющие будут в состоянии сказать: //дал еси веселие в сердце моем// [[old:ps:004:08|(Пс. 4:8)]]. Об этой пище и питии говорится в восьми блаженствах: //блажени алчущии и жаждущии правды// [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6)]]. И Матерь Господня, исполненная Духа Святаго, пророчествовала: //алчущыя исполни благ//, которые прежде не имели пищи Господней, //и богатящыяся отпусти тщы// [[new:lk:01:53|(Лк. 1:53)]], кои даны за погребение Его и презрели обетованного пророками. О них в другом месте псалмопевец поет: //богатии оскудеша и взалкаху, то есть народ иудейский, взыскующии же Господа, то есть толпа язычников, не лишатся всякаго блага// [[old:ps:033:11|(Пс. 33:11)]]. И когда служащие Христу и верующие в Него будут веселиться и восхвалять Бога от сердечного ликования и радости, тогда те будут в стыде, видя, что другие заняли их место, и будут кричать от сердечной скорби, исполняя написанное: //ту будет плач и скрежет зубом// [[new:mf:13:50|(Мф. 13:50)]], — когда агнцы язычников и праведников станут одесную, а козлы иудеев и нечестивых ошуюю, так как одни получат вечные награды, другие — вечные мучения. Сокрушение же духа от сердечной скорби нужно понимать относительно сознания грехов, согласно с написанным: //уразумеют заблуждающии духом смысл// [[old:is:29:24|(Ис. 29:24)]], и: //сердце сокрушенно и смиренно, Боже, не уничижишь// [[old:ps:050:start|(Пс. 50)]]. Сокрушается же дух, если он превозносился, что пишется о царе, враждебном Израилю: //ожесточи Господь дух его// [[old:vtor:02:30|(Втор. 2:30)]], о царе вавилонском, когда превозносилось сердце его и ожесточился дух, так что он с высокомерием говорил: //сей Вавилон, его же аз соградих// [[old:dan:04:27|(Дан. 4:27)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа** Ряд специальных антитез, в которых различные виды блаженства праведных противополагаются обратным видам страдания грешных. "Вся серия этих контрастов может быть понимаема двояко: буквально - с отнесением ее к двум классам пленных израильтян, оставшихся верными Господу и изменивших Ему; и метафорически в отношении к рабам Господа и Его врагах всех времен и всех мест" (The Pulp. Comm. 472 p.). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:65:11#lopuxin_ap|Ис. 65:11]] [<10>]