[<10>] ====== Толкование на Ис. 65:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 16-17 **еже благословится на земли, благословят бо Бога истиннаго: и кленущиися на земли клятися будут Богом истинным, забудут бо печаль свою первую, и не взыдет им на сердце. Будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их** Но так как мы благословлены Христом, то и с своей стороны стараемся благоугодить Ему благословениями и славословиями. Прежде, (т. е. принятия) веры в Него, мы по справедливости были смешны, слагая песни мнимых богам, когда же познали истинного Бога, то Его воспеваем, Ему приносим //плод устен// [[new:evr:13:15|(Евр. 13:15)]] и языка, приводя на память славословия ему. Если же окажется нужда или необходимость в подтверждении чего-либо клятвою, то клянутся Богом истинным: идолослужители имели обыкновение клясться небом или каким другим находящимся на нем предметом, а принявшие веру и поспешно оставляющие свои прегрешения в этом (т. е. в клятве) клянутся одним только Богом всего, являя, что Он есть подлинно и истинно Владыка, и кроме Его нет. Так повелел и закон Моисеев: //Господу Богу Твоему//, говорил, //покланяйся, и Ему одному служи, и именем Его клянись// [[old:vtor:06:13|(Втор.6:13)]]. Затем говорит, что **забудут печаль свою первую, и не взыдет им на сердце. Печалью**, по-видимому, называет здесь бедствие, которому они подвергались, когда, не зная Бога истинного, стали работать лукавым демонам; они приказывали закалать для них не только овец и волов, но даже //исчадия чрева// своего, как написано (напр. [[old:is:48:19|Ис. 48:19]]); – и действительно, некоторые приносили в жертву сыновей и дочерей. В ином смысле бедствием было и то, что они служили бесчисленным богам и принуждены были чтить неведомых; естественно, что некоторые по нерадению подверглись и козням, ибо нет ничего удивительного, если обладавшие ими губительные и злобные демоны могли нанести вред тем, которые не имели защиты от Бога. **Забудут**, говорит, эту **печаль свою: будет бо небо ново и земля нова**. Как или каким образом? – Прежде думали, что боги – это земля и небо, а прияв в умы божественный свет от Спасителя всех нас Христа, будут иметь об этом как бы новые понятия, именно: узнают, что они – не боги, но творения Зиждителя и Создателя всего. В таком случае, говорит, не помянут прежних: отвергнут язычество, и вместе с ним и те мнения, которые они имели и о стихиях, и о демонах, или людях, издревле вводивших в заблуждение, которые увлекали языки их к согласию с обманом. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих** См. Толкование на [[old:is:65:15#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 65:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих** //И кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины...// Большинство экзегетов, начиная еще с блаженного Иеронима, предпочтительно останавливаются при истолковании этого места на тексте Вульгаты, где последняя половина вышеназванной фразы переведена так: jurabit in Deo amen. Слово "аминь" в библейском, как позднее и в литургическом употреблении, является торжественный признанием известного договора и как бы оправданием его [[old:vtor:28:14|(Втор. 28:14-26;]] [[old:nav:08:32|Нав. 8:32-34).]] Поэтому, употребление этого слова здесь весьма знаменательно. "В Ветхом Завете обещано спасение, совершившееся в Новом, когда Бог, глаголавший в пророках, в последние дни глаголал нам в Сыне [[new:evr:01:01|(Евр. 1:1-2)]]: //ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь"// [[new:2kor:01:20|(2 Кор. 1:20)]]" (Властов) Смысл употребления подобной фразы именно здесь можно выяснить следующим образом. Те благодеяния, которые щедрою рукою будут излиты Господом на верный Израиль и его духовное потомство, дадут такое блестящее подтверждение абсолютной истинности и правды Всевышнего, что и самое Имя Его они сделают для всех непререкаемым знаком высшего клятвенного удостоверения (ср. [[new:in:17:03|Ин. 17:3;]] [[new:1in:05:20|1 Ин. 5:20;]] [[new:otkr:03:14|Откр. 3:14]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:65:11#lopuxin_ap|Ис. 65:11]] [<10>]