[<10>] ====== Толкование на Ис. 65:17 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их** См. Толкование на [[old:is:65:16#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 65:16]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 17-18 **Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью** Причиною веселия и исповедания Бога истинного служит то, что за прежними вечными бедствиями последует забвение, и они не будут помнить идолов и прежнее заблуждение, но прийдут из мрака к свету, чтобы наслаждаться вечным блаженством. Ибо будут забыты прежние бедствия не по забвению памяти, но вследствие замены их благами, согласно с написанным: //в день благих забвение злых// [[old:prsir:11:25|(Сир. 11:25)]]. И в другом месте: //озлобление времене забытие творит сладости// [[old:prsir:11:27|(Сир. 11:27)]]; потому что находящиеся в бедствиях не наслаждаются в душе прежними удовольствиями по заблуждению Епикура. Впрочем можно и то сказать, что на новом небе и на новой земле изглаждается всякое памятование о прежнем образе жизни, чтобы самое воспоминание о прежнем бедствии не составляло часть зол. Что касается нового неба и новой земли, то те, по мнению которых все, видимое нами, погибает, истолковывают их свидетельством Евангелия: //небо и земля мимоидет// [[new:mf:24:35|(Мф. 24:35)]], и апостола Павла: //видимая бо временна, невидимая же вечна// [[new:2kor:04:18|(2 Кор. 4:18)]]. Затем те, которое новое считают за изменение в лучшее, а не за уничтожение элементов, пользуются оным примером: //в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся// [[old:ps:101:26|(Пс. 101:26]][[old:ps:101:27|-27)]]. Это ясно показывает, что погибель и истребление означают не полное уничтожение, а изменение в лучшее. Ибо и то, что в другом месте написано: //будет свет луны аки свет солнца, и свет солнечный будет седмирицею// [[old:is:30:26|(Ис. 30:26)]], означает не уничтожение прежнего, а изменение в лучшее. Чтобы можно было понять это, представим примеры из нашего состояния. Когда младенец вырaстет в отрока, и отрок в юношу, и юноша в мужа, и муж в старца, то он не погибает в каждом возрасте. Ибо остается тот же самый [человек], который был прежде, но мало помалу он изменяется и называется погибшим для прежнего возраста. В этом смысле и апостол Павел говорил: //преходит бо образ мира сего// [[new:1kor:07:31|(1 Кор 7:31)]]. Рассмотрим, что сказал он [словами]: преходит образ, а не существо. На это же самое указывает и Петр: //таится им сие хотящим, яко небеса беша исперва, и земля от воды, и водою составлена Божиим словом. Тем же тогдашний мир водою потоплен быв погибе. А нынешняя небеса и земля темже словом сокровена суть// [[new:2pet:03:05|(2 Пет. 3:5-7)]]. В каком смысле следует понимать это, относительно этого он потом учит: „//новыя же небеса и новую землю видим и обетование Его//“ [[new:2pet:03:13|(2 Пет. 3:13)]]. Он не сказал: увидим иные небеса и иную землю, но прежние и старые, изменившиеся в лучшие. Можем мы и то сказать, что обратившиеся от идолослужения и оставившие прежнее заблуждение видят новые небеса и новую землю, не почитая стихии и то, что родится из земли, за богов. Теперь мы исповедуем, что небо и земля — дела рук Божиих, а в то время мы оказывали божеское почитание рабам и твари; в этом смысле и Давид поет: //узрю небеса, дела перст Твоих// [[old:ps:008:04|(Пс. 8:4)]], — не потому, что он не видел небес в то время, когда говорил это, но потому, что чрез постепенное возвышение добродетелей и ведение будущего он видит новыми те [небеса], которые уже видел старыми (или стареющими). А что говорится в конце этого свидетельства: **которыя Я творю**, это Семьюдесятью опущено. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-25 **Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь** Последняя часть ответа Господа на предшествующую молитву Израиля. После возвещения праведного суда Божия на нечестивых грешников эта часть речи преподает утешение радостной надежды на блаженство Мессианского царства. По своему содержанию и характеру, она относится к отделу пророчеств о славных мессианских временах и особенно близко примыкает к некоторым из них [[old:is:02:01|(Ис. 2:1-4;]] [[old:is:11:06|11:6-9;]] [[old:is:25:06|25:6-9;]] [[old:is:35:01|35:1-10;]] [[old:is:40:03|40:3-5;]] [[old:is:55:01|55:1-5]]; [[old:is:58:11|58:11;]] [[old:is:59:21|59:21)]]. Еще в предшествующем стихе [[old:is:65:16|(16 ст.)]] говорилось уже о прекращении страданий и скорбей. Теперь же возвещается создание нового строя вещей, имеющего наступить в обновленном мессианском царстве. Выражая свою мысль в ярких, пластических образах, пророк и говорит теперь о создании нового неба и земли (17 ст.), о всеобщем веселии и радости, об отсутствии плача и вопля (18 ст.), об исчезновении всех дефектов человеческих возрастов (20 ст.), о мирном наслаждении всех плодами рук своих (21-23), о постоянной близости Божественной помощи (24 ст.) и о соответствующих, радикальных переменах и во всем остальном животном мире (25 ст.). //Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю...// Ввиду того, что слова пророчества почти буквально повторяются с более подробным их развитием в нескольких новозаветных параллелях [[new:2pet:03:10|(2 Пет. 3:10,]] [[new:2pet:03:13|13;]] [[new:otkr:21:01|Откр. 21:1-4)]], имеющих, бесспорно, исторический характер, а не представляющих собою какую-либо поэтическую аллегорию, большинство ортодоксальных экзегетов и находит, что полное и окончательное исполнение данного пророчества относится к моменту второго, славного пришествия Господня. Но поскольку первое пришествие Мессии является, до известной степени, связанным со вторым, условно здесь разумеется, конечно, и оно; тем более, что хронологически-то оно стояло даже ближе к пророку. Тогда, в отношении к первому мессианскому пришествию слова эти получают нравственный смысл, а в отношении ко второму - сохраняют свой физический. //**Толковая Библия.**// [<10>]