[<10>] ====== Толкования на Ис. 65:20 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ниже будет тамо младенец ни старец, иже не исполнит лет своих: будет бо юный ста лет, умираяй же грешник ста лет и проклят будет** См. Толкование на [[old:is:65:18#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 65:18]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем** **Ниже будет тамо младенец умираяй, ни старец, иже не исполнит лет своих, будет бо юный ста лет, умираяй,** то есть не будут у них умирать прежде ста лет. И насладятся они всеми благами сто лет, то есть долгое время. **Умираяй же грешник ста лет и проклят будет**, то есть наказанию не будут подвергаться до ста лет, но и наказание продолжится многие лета. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем** Ибо не сообразно было бы, чтобы в городе Иерусалиме и в народе Божием, который получит вечное творение веселия и радости, еще слышался голос плача и вопля, когда исчезнут печаль, скорбь и стенание. Ибо противоположности не могут быть одновременно. И где веселие и радость, что служит плодом Духа Святаго, там не может оставаться плач и рыдание, которое прилично плачущим и сетующим, и в особенности вопль, который Павел изгоняет из Церкви верующих, чтобы, подобно иудеям, мы не вопили пред судом [[new:ef:04:start|(Еф. 4)]]. В таком городе не будет различных возрастов: младенца и старца, малого и большого, не достигающих полных дней своих, но как сыны воскресения, все достигнут мужа совершенного, в меру возраста исполнения Христова, чтобы ни у кого не было ни недостатка, ни излишка нескольких годов и чтобы в то время, как один еще не имеет крепких сил, другой не переставал быть тем, чем был, и изнемогать от престарелого возраста, и все достигнут сотенного числа, какое имел Авраам, который в этом возрасте получил обетование о сыне Исааке [[old:gen:21:start|(Быт. 21)]]. Нет необходимости очень много говорить о достоинствах этого числа, чтобы рассуждение не было излишним. Мы скажем только то, что десять декад имеют равные боковые стороны и четвероугольные формы обладают крепостью. Также в обетованиях за потраченное (или за пренебреженное) нами Господь обещает нам стократное умножение, и семя, падающее на хорошую землю, прежде всего имеет cторичное число весьма обильного плода, Поэтому и Исаак, бросая одно семя веры, получил дела своего труда умножившимися в этом числе. Таким образом в то время, когда у всех будет один возраст, и святой и грешник будут усовершенствованными чрез одинаковое воскресение, и не будут различаться один от другого по времени, но один будет привлекаться к наградам, другой к наказаниям, и в том будет состоять проклятие грешника, что в нетленном теле он будет испытывать вечные наказания. Также и то, что мы читаем в Апокалипсисе Иоанна [[new:otkr:20:start|(Откр. 20)]], что малые и великие предстанут пред Судьею, означает разности не возрастов, а заслуг. Ибо малый, по изречению Соломона, достоин есть милости. //Силнии же си́льнѣ истязани будут// [[old:prs:06:07|(Прем. 6:7)]]. С этою мыслью согласны и слова Господа: //раб, ведый волю господина своего и не сотворив ея биен будет много. Неведевый же, сотворив же достойная раном, биен будет мало// [[new:lk:12:47|(Лк. 12:47]][[new:lk:12:48|-48)]]. Блаженный апостол Павел, изъясняя чрез вещающего в нем Христа ветхое Писание, удостоверяет, что патриарх Авраам был отцем не только обрезания, но и необрезания [[new:rim:04:start|(Рим. 4)]], то есть что от него родились два народа, и тот, который родился от него по плоти, в столетнем возрасте подвергается вечному проклятию по причине Христа, который родился от племени Авраамова и на которого тот [народ] наложил руки. Этому образу научают Евангелия [[new:mk:05:start|(Мк. 5)]]; [[new:mf:09:start|(Мф. 9)]]; [[new:lk:08:start|(Лк. 8)]], в которых сообщается, что тогда начала кровоточивая болеть, когда родилась дочь начальника синагоги, и что когда та была исцелена, эта тотчас умерла: в одно и тоже продолжение лет новый народ остается в юности, а старый умирает от болезни и проклинается. Это мы сказали применительно к Семидесяти Толковникам, издание которых распространено во всем мире, чтобы не казалось, что в наиболее известном месте мы ищем убежища в еврейском языке. Будем ли мы относить это ко второму пришествию Спасителя после воскресения, или к первому воскресению, после крещения, — [то и другое] не противоречит церковной вере. Евреи утверждают, что это сбудется на земле в тысячелетнем царстве и что обещается столь долгая продолжительность будущей жизни, что сто лет насчитывают для младенчества, грешник же будет умирать в сотый год своей жизни для того именно, чтобы не мог пользоваться заготовленными богатствами, но чтобы узнал, что он проклят. Если это так, то где будет совершенное блаженство, которое нарушается и портится грехом, и где грех наказывается преждевременною смертию? //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем** //Там не будет больше малолетнего и старца...,// т. е. собственно говоря, не будет недостатков, свойственных каждому из этих крайних возрастов человеческой жизни: не будет недостатка в духовной крепости и силе у молодого и неопытного юноши, но не будет также дефекта и в физических силах у преклонного старца. Оба эти возраста, избавившись от своих недостатков, но сохранив присущие им достоинства, создадут гармонию идеальной, земной жизни человека. В качестве комментария к речи о старце см. [[old:pr:04:07|Притч. 4:7-9]] ст. В переносном же смысле здесь надо, очевидно, видеть указание на "полноту дней каждого из нас" в меру возраста "исполнения Христова"[[new:ef:04:13| (Еф. 4:13-14),]] независящую от нашего физического возраста, а единственно определяемую степенью "духовно-нравственной зрелости". //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:65:17#lopuxin_ap|Ис. 65:17]] [<10>]