[<10>] ====== Толкование на Ис. 65:21 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21-24 **И созиждут домы и сами вселятся, и насадят винограды и сами снедят плоды их. Не созиждут, да инии вселятся, и не насадят, да инии снедят: якоже бо дние древа жизни, будут дние людей Моих: дела бо трудов их обетшают: избраннии же Мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут. И будет, прежде неже воззвати им, Аз услышу их, еще глаголющым им реку: что есть** Обещает им мир непоколебимый, милость и благоволение, благость и человеколюбие. Древле потомки Израиля непрестанно оскорбляли Бога. Творца всяческих, своим величайшим неразумием, разнообразными пороками и нежеланием жить справедливо. По этой причине они были наказуемы различными способами: иногда гибли произведения полей, и они, пролив понапрасну пот при обработке земли, были изнуряемы голодом, как написано: //и даде рже плоды их, и труды их пругом// [[old:ps:077:46|(Пс. 77:46)]]; и сказано им также одним из святых пророков: //ты посееши, но не пожнеши: ты изгнетеши масличие, но не помажешися маслом, и вина не испиете// [[old:mih:06:15|(Мих. 6:15)]], и в другом месте: //домы украшены соградисте, и не вселитеся в них, винограды вожделенны насадисте, и не имате пити вина от них// [[old:am:05:11|(Ам. 5:11)]]. Иногда же обрушивались на них и бедствия войны, причем одни из них были преданы мечу, другие, боясь этого, покидали свои дома и родину и переселялись в чужие страны. Но этому подвергались древние, – и не раз, за великие грехи. Верою же восприявшие во Христе благодать и святым крещением омывшие греховные скверны не впадут в их нечестия и не потерпят неожиданного ущерба в их духовных трудах: напротив, будут услаждаться своими подвигами, как поется в псалмах: //труды// τὼν καρπων σου //снеси// [[old:ps:127:02|(Пс. 127:2)]], где καρποὶ называется нижняя часть руки. Никто уже не изгонит их, никто не удалит обители, которая дана будет им Богом, ибо //у Отца обители многи// [[new:in:14:02|(Ин. 14:2)]]; не будут они лишены жребия, их ожидающего и приличествующего их духовному плодоношению: будет, говорит, жизнь их, **якоже дние древа жизни**, т. е. святая, ибо такова была жизнь первозданных до грехопадения, когда им было возможно вкушать от древа жизни и когда гнуснейший и богоненавистный грех не имел еще в них места. Присоединяет пророческое слово и нечто иное в этом роде: **дела бо трудов их**, говорит, **обетшают**, т. е. так сказать у них останется неизменный порядок дел; ибо израильтянам чрез Моисея дан был закон, но в нем были тень и образ, имел он вид, истины, а не самую истину; когда же воссиял Христос, образы сменились истинного, тени как бы отошли и обветшали, т. е. сила подзаконного порядка не сохранилась навсегда. Итак, потомки Израиля не продлили дел своих, так как подзаконное служение, по крайней мере – в рассуждении образов (типов), бесполезно: а христиане продлят, потому что им не будет дан другой закон, который бы изменил к лучшему качество глаголов Евангельских. Действительно, о Спасителе всех Христе устами псалмопевца сказано: //правда Твоя правда во век, и закон Твой истина// [[old:ps:118:142|(Пс.118:142)]]. **Избрании же Мои**, говорит, **не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие**. Снова научает из сопоставления или противоположения тому, что некогда достигло наставников иудейских: эти книжники и фарисеи, оставившие закон и //учащие учением, заповедем человеческим// ([[new:mf:15:09|Мф. 15:9]]; ср.[[old:is:29:18|Ис. 29:18]]), сделались отцами **чад**, конечно – по научению, однако - **вотще** и **на проклятие**. Этому научил нас Спаситель, который, обличая книжников и фарисеев, говорил: //горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришелца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас// [[new:mf:23:15|(Мф. 23:15)]]. Таким образом, они порождали **чад на проклятие** и **вотще**. **Избраннии же Мои**, говорит, т. е. божественные ученики, или, что одно и тоже, священнослужители Моих глаголов, породят не на проклятие и не вотще, подобно тем, ибо **семя благословено** будет, **благословено** же – **Богом**. А что будет со вниманием пещись о них, посылая дары милосердия и человеколюбия и с готовностью приклоняя ухо к их просьбам, - это показывает, говоря: **прежде неже воззвати им, Аз услышу их, еще глаголющым им, реку: что есть?** **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-22 **И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих** Относительно этих домов в шестьдесят восьмом псалме пророческая речь обещает говоря: //яко Бог спасет Сиона и созиждутся гради иудейстии и вселятся тамо, и наследят и, и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем// [[old:ps:068:36|(Пс. 68:36]][[old:ps:068:37|-37)]]. Все это иудеи понимают буквально (carnaliter), в том смысле, что Иерусалим и города иудейские будет восстановлены в прежнем состоянии. Если мы согласимся с ними, то пусть они выслушают, что это обещается не только Иерусалиму, но и Содому, так как Иезекииль говорит: „возвратится Содома в прежнее свое состояние“ [[old:iez:16:55|(Иез. 16:55)]]. Следовательно под домами, в которых будут жить построившие их, должны быть понимаемы или добродетели, или различные обители у Отца, которыми вечно будет владеть построивший их. Таковые устроивали, как говорится в Исходе [[old:ish:01:start|(Исх. 1)]], и повивальныe бабки, боявшиеся Бога, хотя в еврейском написано, что домы им устроились Богом, потому что они боялись Его. Также и Иаков, так как он был прост или, как говорится по-гречески, άλαστός, то есть не льстив, и не был таким, какие осуждаются в послании Петра, о которых он говорит: //в лихоимстве льстивыми словесы вас уловят// [[new:2pet:02:03|(2 Пет. 2:3)]]. Поэтому они жили в доме, которым не мог обладать Исав, находивший удовольствие в зверях и лесах. Такой дом описывают и слова Спасителя в Евангелии: „всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, подобен мужу благоразумному, построившему дом на камне“ [[new:mf:07:24|(Мф. 7:24)]]. В буквальном же смысле многие святые строят домы, и не живут в них или вследствие странствования, или хищения со стороны другого или по причине смерти. Таковым был Иов, который, будучи богат телесно и духовно, был доведен до такой бедности, что сидел на куче мусора вне ворот города [[old:iov:02:start|(Иов. 2)]]. Напротив того, построил дом и жил в нем тот облеченный в порфиру евангельский богач, которому вполне справедливо можно было сказать: //безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, a яже уготовал еси, кому будут// [[new:lk:12:20|(Лк. 12:20)]]? Но не только, говорит, они будут строить домы и жить в них, но также будут насаждать виноградники и сами есть плоды их, согласно с тем, что у Михея говорится: //почиет кийждо под лозою своею и под смоковницею своею, и не будет устрашающаго// [[old:mih:04:04|(Мих. 4:4)]]. Это тот виноградник, который в Евангелии говорил: //Аз есмь лоза, вы же рождие, и Отец Moй делатель есть// [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]]. „//Всякий, не приносящий плода, срубается и бросается в огонь//“ [[new:mf:03:start|(Мф. 3)]]. Плоды его будут есть и пить, и они веселят сердце человека, и женихи упояют ими друзей, и ежедневно будут пить их в царстве Божием. Покоится же под смоковницею и не боится ничьих козней тот, кто наслаждается сладостию Духа Святаго и насыщается плодами Его: любовию, радостию, миром, верою, воздержанием, долготерпением. О подобного рода насадителе говорится: „кто насадит смоковницу, тот будет есть плод ея“ [[old:am:09:start|(Ам. 9)]]. Кто будет строить такие домы и насаждать виноградники, о которых и апостол говорит: //аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти// [[new:1kor:03:06|(1 Кор. 3:6)]], тот будет есть от плодов рук своих [[old:ps:127:start|(Пс. 127)]] и, пожиная о духе, будет от духа пожинать жизнь вечную и не будет подвергаться запинаниям со стороны диавола и служителей его. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-23 **И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними** Специально говорится о радикальном перевороте всех общественно-социальных и экономических отношений. В этой области у современных пророку евреев царили, как известно, самый грубый произвол и беспощадная эксплуатация, при которых никто не мог спокойно наслаждаться плодами рук своих [[old:is:58:06|(Ис. 58:6-7;]] [[old:is:59:02|59:2-8,]] [[old:is:59:14|14-15)]]. В обновленном Мессианском царстве наступит полная противоположность всему этому. Нельзя также в словах данного пророчественного благословения не видеть и отмены прежнего проклятия [[old:vtor:28:30|(Втор. 28:30)]]. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:65:17#lopuxin_ap|Ис. 65:17]] [<10>]