[<10>] ====== Толкования на Ис. 66:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== ** Беззаконник же жряй ми телца, яко убиваяй пса: и приносяй семидал, яко кровь свиную: даяй ливан в память, аки хулник. И тии избраша пути своя, и мерзости их, яже душа их изволи** См. Толкование на [[old:is:66:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 66:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Жряй ми телца, яко убиваяй мужа, и закалай в жертву агнца, яко закалаяй пса**. Это подобно сказанному у Малахии; //и требуху (помет) раскидаю на лица ваши//[[old:mal:02:03| (Мал. 2:3]]). Пророки называют скверными жертвоприношения Иудеев. Исаия уподобляет их трупам людей и псов, а Малахия, последний из пророков, считает их пометом животных, и как бы с гневом бросает его в лицо приносящим. **И тии избраша пути своя, и мерзости (идолы) их, яже душа их изволи**, то есть такими жертвами услаждается душа Иудеев, и они пребывают в обольщении. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их** По уничтожении алтаря и храма земного, построенного рукою человеческою, справедливо отменяются и жертвы у иудеев, чтобы они не могли сказать: мы не столь неразумны, чтобы думать, что Бог может ограничиваться местом, но в отделенном для жертвоприношения месте приносим Богу жертвы, предписанные законом. Итак Обитатель неба или вернее Творец всего, говорящий, что Он не имеет храма на земле, принимает, вместо храма, человека смиренного и покойного и трепещущего пред словами Его, согласно с оным [изречением] апостола: //храм Божий есте и Дух святый живет в вас. Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог. Храм бо Божий свят есть, иже есте вы// [[new:1kor:03:16|(1 Кор. 3:16]][[new:1kor:03:17|-17)]]. Следовательно, кто смирен и покоен и трепещет пред словами Божиими, на того взирает Господь, и можно понимать как сказанное о нем то, что предрекается под лицом земли: //земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу// [[old:ps:075:09|(Пс. 75:9]][[old:ps:075:10|-10)]]. Ибо обитатели ее, вместо которых μετωνομιχώς (метонимически) называется земля, принимая во внимание суд Божий, стараются о покое от злых дел, и сидя в доме, покоятся вечною субботою, чтобы не двигаться к рабскому делу греха, как некогда строители башни двигали ноги свои от востока и оставили возшедший свет истины. Они не слушали того, что говорится Каину: //согрешил еси, умолкни// [[old:gen:04:07|(Быт. 4:7)]], но [жили] согласно с Притчами Соломона [[old:pr:01:33|(Притч. 1:33)]]: «слушающий Бога будет жить безопасно и будет спокоен от страха пред всяким злом». Смиренный же и бедный и сокрушенный духом есть тот, о коем написано: //блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное// [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]. И в другом месте: //блажен разумеваяй на нища и убога// [[old:ps:040:01|(Пс. 40:1)]]. И еще: //Дух Господень на Мне. Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя// [[old:is:61:01|(Ис. 61:1)]]. Следующего же затем по изданию вульгаты: **беззаконик же**, в еврейском нет, но просто присоединяется и говорится: **закалающий вола подобен убивающему человека**, что и в другом месте написано: //милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения// [[old:os:06:06|(Ос. 6:6)]]. И Малахиею [написано]: //сия, яже ненавидех, твористе, покрывасте слезами олтарь Мой. Еще ли достойно призрети на жертву вашу и прияти приятно из рук ваших// [[old:mal:02:13|(Мал. 2:13)]]? Пусть слушают иудеи, что Бог ищет не жертв, а духа приносящих. **И закалающий мелкий скот подобен**, говорит, **убивающему пса**. Поэтому и чрез Моисея написано: //да не принесеши мзды блудничи ниже цены песии в доме Бога твоего// [[old:vtor:23:18|(Втор. 23:18)]]. И прекрасно сопоставляются пес и блудница, потому что то и другое существо похотливо. И вместе с тем мы должны обратить внимание на то, что не сказано: „закалающий овна подобен закалающему пса“, но говорит: **[подобен] убивающему пса**. Это слово не прилагается к жертвоприношениям, но к тому, что умерщвляется непозволительным образом. **Приносящий дар и жертву подобен приносящему свиную кровь**, что воспрещается также и Законом [[old:lev:11:start|(Лев. 11)]]; [[old:vtor:14:start|(Втор. 14)]], — таковы жертвы иудеев. Приносящий ладан подобен богохульствующему или благословляющему идола. Может быть и следующий смысл: после Сына Моего, который пришел кротким и нищим, сидя на осленке, Я не хочу мяс, гнушаюсь жертв и жертвенных приношений иудейских, отвергаю тени Закона, потому что Мне приятна истина Евангелия. Если же так говорится, что после света Евангелия прежнее богопочитание остается в облаке; то что ответят те верующие из иудеев, которые думают, что они без вреда для себя могут приносить телесные жертвы? //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их** В этих двух стихах заключается самое решительное осуждение лицемерного и бездушного обрядоверия, которое вместо искомого оправдания пред Богом влечет за собой только еще большее осуждение. Место это, по своему содержанию и тону, весьма близко напоминает подобное же место из пролога книги пророка Исаии [[old:is:01:11|(Ис. 1:11-15)]]. Пророк не щадит здесь красок, чтобы возможно сильнее изобразить всю бесплодность и даже "мерзость" в очах Божественной правды подобного рода жертв: он или сравнивает их с прямыми преступлениями, даже с человекоубийством (//"закалающий вола - то же, что убивающий человека...//"), или ставит на одну доску с тем, что считалось у евреев нечестным и гнусным ([[old:vtor:14:08|Втор. 14:8]]; ср. [[new:mf:07:06|Мф. 7:6]]). //Они избрали собственные свои пути...// а не пошли по пути заповедей Божиих, правильное исполнение которых требовало, прежде всего, соответствующего внутреннего настроения, вместо которого у них были налицо совершенно иные, противоположные мысли и чувства. За все это Господь изрекает Свой праведный суд на беззаконников, о чем и говорится в следующем стихе. //**Толковая Библия.**// [<10>]