[<10>] ====== Толкование на Ис. 66:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Услышите глагол Господень, трепещущии словесе Его: рцыте, братия, ненавидящым вас и гнушающымся, да имя Господне прославится и явится во веселии их и они посрамятся** Обращает речь ко всякому кроткому и молчаливому, и трепещущему словес Его, из каковых были избраны божественные ученики, как начаток. первенцы и избранники. Сила повеления простирается также и на последующих начальников народа, которые по жребию божественному рукоположены в священнослужители святых церквей и священной проповеди. Им повелевает, говоря: **рцыте ненавидящым вас и гнушающымся, братия** наши; иначе сказать: желает, чтобы они, по преданиям евангельским, были кротки и незлобивы и с совершенным долготерпением уловляли в духовное общение уклоняющихся и отвращающихся сношений с ними; или же, может быть, повелевается проповедовать язычникам и призывать к истинному боговедению заблуждшихся и поклоняющихся духам нечистым Иудеев, кроме тех, которые не приняли подобно язычникам многобожия, но исповедовали единого истинного Бога. Если бы даже, говорит, возненавидели вас, считая гнусными, и тогда пусть речь ваша будет обращена к ним, и пусть они почитаются за братьев, **да имя Господе прославится**. Действительно, множество язычников уловлено к славе Христовой и явилось в веселии их, ибо, когда язычники радовались Его благодати и спасению, потомки Израиля посрамились, как отверженные, ненавистные и совершенно непричастные надежде святых и тому, что даровано Им верующим в Него. Нужно заметить, что, повелев именовать братьями язычников, отменяет заповедь закона, ибо Израильтянам запрещено было вступать в союз с заблуждающимися: не обращайся к ним с мирными речами, говорит закон Моисеев [[old:vtor:23:06|(Втор. 23:6)]]: //ниже сватовства сотвориши с ними: дщери своея не даси сыну его, и дщере его да не поймеши сыну твоему//, да не //отвратит бо сына твоего от Мене//, и шед //богом инем// [[old:vtor:07:03|(Втор. 7:3,]][[old:vtor:07:04|4)]]. Во Христе стало //обоя едино//, разорилось средостение преграды, так как //закон заповедей// упразднен //ученьми, той бо есть мир наш// [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14,]][[new:ef:02:15|15)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше. Но они будут постыжены** О коих выше сказал: //на кого Я призрю, если не на смиренного, и покойного и трепещущего пред словами Моими//, тем заповедует, чтобы отвергнув все жертвы иудеев и презрев все высокомерие книжников и Фарисеев, перешли к почитанию того, Кого призывающего они не хотели слушать, и презирали и делали злое пред Ним. И Он не ограничивается этими повелениями, но дает им заповедь Евангелия, чтобы они любили врагов своих, благотворили ненавидящим их и молились за преследователей своих, и подражали благости Отца, который дает солнцу Своему восходить над праведными и неправедными: //яко да видя ваша дела//, говорит,// прославят Отца вашего, иже на небесех// [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]]. После общего смысла, в частности заповедуется апостолам и мужам апостольским, чтобы любили иудеев - преследоватeлей своих и тех, которые гнушаются их, считали за братьев, говоря с Петром: «выслушайте, мужи братия и отцы» [[new:act:02:start|(Деян. 2)]] и с апостолом Павлом: //скорбь ми есть и не престающая болезнь сердцу моему по братии моей, иже суть исраилите// [[new:rim:09:02|(Рим. 9:2-4)]]. Прославляется же имя Господне тогда, когда люди видят, что жестокость преследователей сокрушается чрез наше долготерпение и что ударяющая рука посрамляется чрез подставление другой щеки. Им в Евангелии заповедуется: //да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех// [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]], и в Откровении Иоанна: //убойтеся Бога и дадите Ему славу// [[new:otkr:14:07|(Откр. 14:7)]]. Также Павел пишет к коринфянам, призывая их к воздержанию: //прославите Бога в телесех ваших// [[new:1kor:06:20|(1 Кор. 6:20)]], и еще: //аще ясте, аще ли пиете, вся в славу Божию творите// [[new:1kor:10:31|(1 Кор. 10:31)]]. Поэтому и Господь не злословил злословящих [[new:1pet:02:start|(1 Петр. 2)]] и молился за преследователей. Заповедуемое же им: **скажите братьям вашим** не следует просто понимать,—иначе многие называют братьями, и не хранят любви в сердце, о коих апостол пишет: //Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его// [[new:tit:01:16|(Тит. 1:16)]]. О них и Господь говорил: //не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех// [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21)]]. В таком смысле может стоять и оное изречение: //никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым// [[new:1kor:12:03|(1 Кор. 12:3)]]. Ибо хотя еретики называют Иисуса Господом и многие при воскресении будут говорить: //не в Твое ли имя пророчествовахом и Твоим именем силы многи сотворихом// [[new:mf:07:22|(Мф. 7:22)]], но Господь ответит им: //отступите от Мене, не вем вас, делателие неправды// [[new:lk:13:27|(Лк. 13:27)]]. Следовательно заслуживает одобрения, если говорят не на словах, которыe легки, но расположением и делами. Отсюда мы научаемся, что один и тот же Господь обоих заветов, который заповедует, чтобы мы, увидев скот врага нашего падающим под тяжестью, не проходили мимо, но подняли его с нею, и встретив вола или осла заблудившегося, возвратили ему. Это по Семидесяти. Затем по еврейскому [тексту] смысл, по моему мнению, следующий: послушайте, апостолы, послушайте, ученики Мои, трепещущие пред словом Господа: Я скажу, что говорили братья ваши, ненавидящие, и отделяющие вас, и считающие чужими не по причине зол ваших, а за имя Мое, считающие нечистыми всех верующих в Меня из их народа и говорящие: //удались от меня, потому что ты нечист//. Что же таким образом означают сообщаемые им слова их: **да прославит Себя Господь и мы посмотрим на веселие ваше**? Смысл этого стиха следующий: почему вы представляете нам Бога в уничижении, распятым, мужем скорбей и изведавшим болезни? Мы хотим видеть Его (как вы говорите) царствующим в Его величии, будем смотреть на Него также на торжествующeго в Своей славе, но уничиженнoго и отверженного мы не можем видеть. И тотчас присовокупляет: **но они будут постыжены**,— подразумеваются те, которые так говорят, которые не понимают таинств Писаний и в своих бедствиях испытают могущество того, Кого презирали по причине уничижения. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-14 **Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: "пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше". Но они будут постыжены. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим. Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается** Новый отдел пророчественной речи, ободряющий тех из сынов Израиля, которые остались верны Господу и терпели за то поношение от своих же соплеменников, изменивших Ему. //Выслушайте слово Господа, трепещущие перед словом Его...// Сопоставляя эти слова с раннейшим (2 ст.), мы видим, что здесь Господь обращается к праведным и верным сынам Израиля, чуждым духа высокомерия и гордыни, обуявшего большинство ослепленного народа. //Ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое...// Достопримечательная пророчественвая деталь, что первыми гонителями новых христиан были представители старого иудейства ([[new:act:06:12|Деян. 6:12]] и др.). Таким исповедникам Христа обещается высокая награда и в заповедях блаженства:// "блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня"// [[new:mf:05:11|(Мф. 5:11)]]. //"Пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше"//. Слова укоризны и насмешки, обращенные к верующим, - те же самые, которые влагал Исаия в гл. [[old:is:05:19|Ис. 5:19]] в уста беззаконников и неверующих в начале своего пророческого служения: //"пусть поспешит Господь... и мы увидим"//. Те же слова неверия от жестокого, змеиного сердца происходящие [[new:mf:15:19|(Мф. 15:19)]], мы слышали от первосвященников и книжников и фарисеев... //"пусть сойдет с креста, и уверим в Него"// ([[new:mf:27:42|Мф. 27:42-43]]; [[new:mk:15:29|Мк. 15:29-33;]] [[new:lk:23:35|Лк. 23:35;]] Властов - 422). //**Толковая Библия.**// [<10>]