[<10>] ====== Толкования на Ис. 66:12 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Яко сия глаголет Господь: се, Аз укланяю на ня аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков** См. Толкование на [[old:is:66:10#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 66:10]] Ст. 12-14 **Дети их на рамена взяты будут и на колену утешатся. Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы, и во Иерусалиме утешитеся. И узрите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваша яко трава прозябнут: и познается рука Господня боящымся Его, и запретит непокаряющымся** Обещает нам преизобильное утешение и дарование всякого снисхождения, так что без всякого труда можно будет совершать угодное Ему: те из них, говорит, которые находятся еще в младенчестве и не совершенны умом, подобно детям малым **на рамена взяты будут и на колену утешатся**. Так обыкновенно матери ухаживают за детьми. Мало в чем, говорит, уступлю матери, но так утешу имеющих еще нетвердый ум, что у них не будет недостатка ни в чем, необходимом для упокоения. А воспитываемые так, говорит, и окружаемые всяким снисхождением и любовью, вы со временем увидите и горний град, небесный Иерусалим, исполнитесь веселием и на подобие травы процветут у всех вас кости, ибо //воскреснут мертвии и востанут иже во гробех// [[old:is:26:10|(Ис. 26:10)]], обогатившись от Христа росою, т. е. животворящим духом. Так говорит к Богу и псалмопевец о почивающих в земле: //послеши духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли// [[old:ps:103:30|(Пс. 103:30)]]. Действительно, как полевые растения вскоре гибнут и вянут, а с наступлением весеннего времени снова оживают и всходят, так и погребенные в земле останки умерших во время пакибытия по неизреченной силе Божией снова **прозябнут**, ибо, как я сказал, воскреснут. Тогда-то **и познается рука Господня боящымся Его**. Рукою же называет здесь Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого все и в Котором все. Чрез Него опять совершится воскресение мертвых. Ибо последствием Его всемогущества служит как то, что Он мог сообщить бытие тому, что некогда не существовало, так и то, что Он подвергшееся тлению может опять обновить и возвратить в первоначальное состояние. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 12-13 **Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме** **И на ремена взяты будете и на колену утешитеся. Якоже аще кого мати утешит, тако и Аз утешу вы**. Господь обещает Иудеям, что когда будут творить волю Его, тогда и Он будет с ними. И как царских детей носят на раменах и покоят на коленях у слуг, так и Бог будет носить их и воспитает их в веселье, и утешит Своими благами за постигшие их прежде скорби. //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать** Се Аз, – говорит Господь, – на претерпевших скорбное **«укланяю, аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков»** [[old:is:66:12|(Ис. 66:12)]]. Акила же перевел: на претерпевших от всякого народа, Симмах – претерпевших от печали, а Феодотион – от множества. Посему разумей это и утешься. **//Письма на разные темы. Монаху Кириллу.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать** Когда, по построении Иерусалима апостолами и по приведении его в прежнее состояние, сыновья и обитатели его будут утешены сосцами и, вследствие обилия молока, достигнут наслаждения истиною, чрез которое достигают славы Божией: тогда Господь направит к нему реку мира, о которой мы часто говорили: //река Божия наполнися вод// [[old:ps:064:10|(Пс. 64:10)]], и: //речная устремления веселят град Божий// [[old:ps:045:05|(Пс. 45:5)]], чтобы, при господстве мира над всем и по прекращении войн народов, о которых Господь говорил: //расточи языки, хотящия бранем// [[old:ps:067:31|(Пс. 67:31)]], поток учений Божиих напаял нивы верующих. Тогда сыновей его или **детей** (как перевели LXX), **будут носить на плечах и они на коленах получат утешение**, — на плечах, о которых и в прежнем пророчестве сказано и относительно которых Иаков заклинает сына своего Иссахара: //подложи рамы свои на труд// [[old:gen:49:15|(Быт. 49:15)]], и он был назван мужем земледельцем. Ибо потом и чрезвычайным трудом мы достигаем обилия плодов. Поэтому и Сиону говорится чрез Иеремию: «дам сердце твое на плеча твои» [[old:ier:24:start|(Иер. 24)]], чтобы из заповеданного он уразумел Господа, подражая тому, о коем написано: //начат Иисус творити и учити// [[new:act:01:01|(Деян. 1:1)]], чтобы не была праздною вера, но чрез дела текла к награде. А что означают **колена** и лоно, это и выше изложил я вкратце, и теперь может дать нам знать это пример Авраама, на лоне которого покоится Лазарь и все приходящие с востока и запада, которые возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом [[new:lk:16:start|(Лк. 16)]]; [[new:mf:08:start|(Мф. 8)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать** //Вот, Я направляю к нему мир, как реку и богатство народов - как разливающийся поток...// Все эти образы и мысли представляют собой повторение того, что было раньше рассеяно по частям в разных местах книги пророка Исаии, где было дано сравнение мира с рекой [[old:is:48:18|(Ис. 48:18)]] и уподобление его текущему ручью [[old:is:30:28|(Ис. 30:28)]] и где говорилось также об обращении богатства и достояния народов на службу верного Сиона [[old:is:60:05|(Ис. 60:5]]; [[old:is:61:06|61:6)]]. Новозаветные свидетельства о том, что в Иерусалиме, городе мира, был утвержден мир Бога с людьми, служат лучшим оправданием данного пророчества ([[new:in:14:27|Ин. 14:27]] и др.). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:66:05#lopuxin_ap|Ис. 66:5]] [<10>]