[<10>] ====== Толкование на Ис. 66:22 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 22-23 **Якоже бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше: и будет месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо Мною во Иерусалим, рече Господь** Христос обещает любящим Его и познавшим Его пришествие непоколебимую надежду на всякие блага: как Я, говорит, обновив небо и землю, сохраню их в таком состоянии, и никакое время не разорит их, так и **семя ваше, и имя ваше станет предо Мною**, //ибо нова небесе и новы земли, и обетований его чаем// [[new:2pet:03:13|(2 Пет. 3:13)]], по написанному. А что надежда святых устоит и пребудет навсегда, в этом уверяет всемудрый Павел, который пишет, что //нераскаянна дарования и звание Божие// [[new:rim:11:29|(Рим.11:29)]]. Итак, благословенное семя, принесенное Богу святыми апостолами, сохранится навсегда и ни коим образом не погибнет, но будет существовать как-бы вместе с небом и землей, поддерживаемое в этом Спасителем всех нас Христом. А что множество верующих будет все более и более увеличиваться, – научает, говоря: **месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо мною во Иерусалим**, ибо не прекратились верующие во Христа, но с того времени, как проповедовали божественные ученики, доселе приступают жаждущие света истинного богопознания то из последователей многобожной прелести, а то и из сонмищ иудейских, хотя по одиночке и не помногу. Однако и эти (последние) придут, ибо призваны будут в последние времена века, когда //исполнение языков внидет//, как говорит всемудрый Павел [[new:rim:11:25|(Рим. 11:25)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 22-23 **Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь** Когда говорит: //буду брать из них в священники и левиты//, то показывает, что старое священство миновало, которое должно было предоставляться Левиину [колену], где было не избрание, а порядок естественный и ряд семейств, нисходящий чрез потомков. Ибо по перенесении священства необходимо было, чтобы было перенесение и закона, и чтобы избрание простиралось на тех, коим предоставляется священство не по крови, а по заслугам и добродетелям, кои прийдут с островов народов и будут возвещать славу Господню. //И будут доставлены на конях, и на колесницах, и на носилках, и на мулах, и на телегах//. Но как будет **новое небо и новая земля**, чтобы нельзя было сказать: //небо и земля мимоидет// [[new:mf:24:35|(Мф. 24:35)]], и еще: «небо совьется, как свиток, и опустошится земля чрез истление» [[new:otkr:06:start|(Откр. 6)]]: так во всем новом будет и новый народ Божий, как говорит Писание: //древняя мимоидоша, се быша вся нова// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]]; [[old:is:43:18|(Ис. 43:18]][[old:is:43:19|-19)]]. И в другом месте: //аще кто во Христе, нова тварь// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]]. Будет и народ новый, ибо //начаток Христос, потом же// те, кои Христовы, в пришествии Его [[new:1kor:15:23|(1 Кор. 15:23)]]; и небо и земля новая, о которых в восьми блаженствах говорится: //блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю// [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3-5)]]. Ибо вся тварь теперь покорилась суете в надежде, ради покорившего ее [[new:rim:08:start|(Рим. 8)]]. Освободятся же от рабства тлению, во славе чад Божиих, те, кои из людей соделаются чадами Его и будут всегда стоять пред лицем Его и имя коих вечно будет пребывать, чтобы не сменил их другой народ, что было с иудеями, но чтобы они пребывали вечно. **И будет**, говорит, **месяц из месяца и суббота из субботы**, чтобы из плотских суббот и месяцев образовались духовные отрадные субботы, каковое субботство соблюдается для народа Божия, и духовный месяц, когда луна от первого пункта до последнего будет полною и будет течь своим порядком, чтобы образовать месяц, то есть календы, которые по-гречески называются νεοιχηνίαι, то есть начало нового месяца, — у них (греков) начало календ начинается и оканчивается не по течению солнца и различным степеням продолжительности месяцев, а по кругообращению луны начинается и оканчивается. Это та луна, о которой в хвале истинного Соломона говорится: //и пребудет с солнцем и прежде луны рода родов// [[old:ps:071:05|(Пс. 71:5)]]. Она в Песни Песней называется избранною: //кто сия проницающая, аки утро, добра аки луна, избранна, аки солнце возбуждающее удивление// [[old:pp:06:09|(Песн. 6:9)]]. Физики и те, коих предметом занятий служит исследование того, что относится к небу, говорят, что луна не имеет собственного света, но освещается лучами солнца. Ибо с той стороны, с которой она ближе к солнцу, круг ее всегда бывает полным и не затмевается тенью земли, на что и поэт указал в одном небольшом стихе: А также луна не восходит, заимствуя свет свой от брата. Если это верно, то и мы можем в переносном смысле сказать, что церковь, которая прибывает и убывает от мира и преследований и, быв погружена во тьму искушений, снова получает прежний свет, имеет свет от Солнца правды и что этот смысл имеют слова: //и будет свет луны аки свет солнца// [[old:is:30:26|(Ис. 30:26)]], и обитатели еe, праведники, сияют, как солнце, в царстве Отца их. И по этим месяцам семя Давидово, восстановленное навеки, приходит на празднества свои, о которых святый в таинственной речи возглашал говоря: //помыслих лета вечная, и поучахся// [[old:ps:076:06|(Пс. 76:6)]]. Относительно же **субботы**, означающей покой, мы подробно говорили в пророчестве о пришествии евнухов (см. [[old:is:56:start|Толков. на 56]]). И теперь вкратце нужно сказать, что те приходят в новомесячия и субботы, кои, по прошествии и окончании шести дней, в которые создан мир, спешат к седьмому дню, то есть к субботе, в которой истинный покой. Относительно этих празднеств апостол Павел поучал верующих, говоря: //сень бо имый закон грядущих благ// [[new:evr:10:01|(Евр. 10:1)]]. И еще: //да никтоже убо вас осуждает о ядении или о питии, или о части праздника, или о новомесячиях, или о субботах, яже суть стень грядущих// [[new:kol:02:16|(Кол. 2:16)]]. Если же это предшествовало, как тень и образ грядущих благ, то весь закон должен быть понимаем духовно, о котором тот же апостол говорил: //вемы, яко закон духовен есть// [[new:rim:07:14|(Рим. 7:14)]], тайны которого и Давид желал знать говоря: //открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего// [[old:ps:118:018|(Пс. 118:18)]]. //Ибо видимое временно, а невидимое вечно// [[new:2kor:04:18|(2 Кор. 4:18)]]. Краткий и беглый обзор всего этого не есть дело настоящeго времени. Ибо если и глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило то, что Бог уготовал любящим Его [[new:1kor:09:start|(1 Кор. 9)]], то возможна ли для нас попытка представить описание всего закона, как [описание] всего мира на маленькой табличке? Относительно же следующего затем: **будет приходить всякая плоть, чтобы поклоняться пред лицем Моим в Иерусалиме** нужно знать, что в еврейском не написано: **в Иерусалиме**, чтобы мы могли поколебать высокомерие иудеев, а только: **пред лицем Моим**, чтобы исполнилось слово Господа, говорящего в Евангелии: //аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни в Иерусалимех поклонитеся Отцу// [[new:in:04:21|(Ин. 4:21)]]. И еще: //Дух есть Бог и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися// [[new:in:04:24|(Ин. 4:24)]]. И оное [изречение] апостола: //на всяком месте воздеюще преподобныя руки// [[new:1tim:02:08|(1 Тим. 2:8)]]. **Вся** же **плоть** означает не народ иудейский, но весь род человеческий, согласно с написанным выше: //узрит всяка плоть спасение Твое// [[old:is:40:05|(Ис. 40:5)]]. И у Иоиля: //излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши// [[old:iol:02:28|(Иоил. 2:28)]]. И у Захарии: //да благоговеет всяка плоть от лица Господня// [[old:zah:02:13|(Зах. 2:13)]]. И в Псалмах: //к Тебе всяка плоть приидет// [[old:ps:064:02|(Пс. 64:2)]]. Это в других словах говорится в другом псалме: //вся языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою и прославят имя Твое, Господи// [[old:ps:085:09|(Пс. 85:9)]]. Месяц из месяца и суббота из субботы, в которые будет приходить всякая плоть на поклонение Богу, смешно объясняют хилиасты (χιλιαοτβί), которых мы можем назвать тысячниками, — что те, кои вблизи, будут всякую субботу приходить в Иерусалим, кои далее, — те чрез месяц, то есть по совершении круга календ, а кои весьма далеко, — те ежегодно, то есть во дни Пасхи или Кущей, соответственно тому, что говорится у Захарии: //и взыдут на всякое лето поклонятися Царю, Господу воинств, и праздновати праздник скинопигии// [[old:zah:14:16|(Зах. 14:16)]]. А чтобы более доставить смеха слушателям, они то, что пишется в конце книги того же пророка: „и не будет более ни одного торговца в доме Господа воинств в день тот“ [[old:zah:14:21|(Зах. 14:21)]], так объясняют, что в тысячу лет купцы уже перестанут существовать, потому что все будет родиться во всех местах, что следовательно и мы не будем нуждаться в амомном листе и перце, и индийцы не будут требовать от нас полея. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше** //Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим... так будет и семя ваше и имя ваше.// Новые условия жизни новозаветной церкви, среди которых исчезнут многие прежние привилегии народа иудейского и которые как бы обновят и самое лицо земли [[old:is:65:17|(Ис. 65:17),]] могли вселить дух уныния в евреев и заронить сомнение в исполнимости Божественных обетовании, данных патриархам. Но Господь торжественно заверяет, что все эти опасения и страхи не имеют под собой реальной почвы: избранный народ Божий, в лице своих представителей, навсегда останется предметом особых промыслительных забот Божиих ([[old:is:48:19|Ис. 48:19]] и [[old:is:53:02|53:2]]). Не Израиль привьется к стволу языческого древа, а язычники, как дикая маслина привьются к народу Божию. //**Толковая Библия.**// [<10>]