[<10>] ====== Толкования на Исх. 1:18 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия на вечерне в понедельник Страстной Седмицы (Исх. I:1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. Ст. 18-20 **Призва же царь Египетский бабы и рече им: что яко сотвористе вещь сию, и оживляете мужеский пол? Рекоша же бабы фараону: не яко жены Египтяныни, тако и жены Евреаныни: раждают бо прежде неже внити к ним бабам, и раждаху. Благо же творяше Бог бабам: и множахуся людие и укрепляхуся зело** Повивальные бабки, выслушав от фараона выговор за неисполнение его повеления, оправдываются пред ним тем, будто Еврейские женщины, как более крепкие в сравнении с изнеженными Египетскими и умеющие обходиться при родах без сторонней помощи, **раждают** детей **прежде**, чем придет к ним повивальная бабка. Показание бабок, явно, несогласно с истиною, ибо ясно сказано, что они по страху Божию, следственно, по собственному побуждению щадили при родах младенцев **мужеского пола**. Но несправедливое показание могло показаться фараону достоверным, потому что, по свидетельству путешественников, доселе Арабские женщины, с которыми Евреянки имеют племенное сродство, разрешаются от бремени скоро и легко. Вероятно и Еврейским повивальным бабкам случалось приходить на помощь к Еврейским женщинам, когда помощь эта уже была не нужна, – но случалось, конечно, не часто; и бабки вообще сказали неправду пред фараоном, но неправда, ложь, обман, хотя бы проистекали из добрых побуждений и допускаемы были с доброю целью, не могут быть одобрены в нравственном отношении, ибо, по слову Писания, //мерзость Господеви устне лживы// [[old:pr:12:22|(Притч. 12:22)]], и ложь сродняет человека с //отцем лжи – диаволом// [[new:in:08:44|(Ин. 8:44)]]. Бабкам надлежало не лгать, но или совсем не показываться на глаза фараону, чтобы избегнуть искушения покривить душою, или искусным изложением дела представить в благоприятном свете истину, или лучше в крайнем случае признаться фараону в неисполнении его воли, с опасностью пострадать за сие, – сказать фараону, как сказали впоследствии Апостолы: //«Подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком»// [[new:act:05:29|(Деян. 5:29)]]. Но если неправда и ложь Богу не угодны, то как объяснить, что Сам Бог, как сказано далее, **благо творяще бабам**, т.е. охранял их от зла, от нищеты, благословлял их внешним благосостоянием? – Благоволение к бабкам Господь показал не за ложь и неправду пред фараоном, а за то, что они Бога боялись и, боясь Бога, были милостивы к людям, хотя в них страх Божий и человеколюбие, по несовершенству их нравственных правил, соединялись с ложью. Что именно страх Божий и проистекающее из него человеколюбие привлекли к повивальным бабкам благоволение Божие, это видно из следующего [[old:ish:01:21|21-го стиха]] (не вошедшего в состав паримии): //И понеже бояхуся бабы Бога, сотвортиша себе жилища//, т.е. награждены были от Бога благополучием в домашнем быту своем, в собственных своих семействах награда соответствующая тому, что они человеколюбиво отнеслись к новорожденным членам чужих семейств. Блаженный Августин пишет: «Бог награждает бабок не за то, что они солгали, а за то, что к людям Божиим были милосерды и за сие добро Бог простил их грех (т.е. ложь)» (Contra mendac с. 19). – **И множахуся людие и укрепляхуся зело**. Таким образом, благоволение Божие к Израильтянам проявлялось среди самых жестоких гонений, на них воздвигнутых, вопреки замыслам фараона, род Еврейский размножался и усиливался. Еще более всеблагое промышление Божие об Израильтянах открывалось в том, что среди внешних бедствий, для спасения от которых не предвиделись человеческие средства, в них возбуждался и возрастал дух веры и надежды на Бога, они восстенали к Нему о помощи, и Бог услышал стон их [[old:ish:02:23|(Исх. 2:23–25)]]. Вместе с тем, так как, живя среди Египтян, многие из них заразились их суевериями [[old:iez:20:23|(Иез. 20:23–24)]], то гонения против них Египтян спасительны были в том отношении, что приблизили время их освобождения не только от их власти, но и от их суеверий. Рассмотренною паримиею начинается ряд паримий из книги Исход в страстную седмицу. Те из них, которые положено читать в четверток, пяток и субботу этой седмицы, имеют, как увидим, особенное отношение к событиям из последних дней земной жизни нашего Спасителя, вспоминаемым в сии дни. Но паримии из книги Исход, читаемые в понедельник, вторник и среду страстной седмицы специального отношения собственно к этим дням, или к событиям, в эти дни воспоминаемым, не имеют, так что бесполезно было бы усиливаться доказывать, почему одна из них читается в понедельник, а не во вторник, другая во вторник, третья в среду. Достаточно только заметить, что все три паримии, содержащие повествование об обстоятельствах рождения Моисея, о его воспитании и о пребывании в земле Мадиамской, установлено читать в соответствие чтению в те же дни всех Евангелистов. Святая Церковь нашла нужным предложить в страстную седмицу чтение Евангельских сказаний не только о последних днях земной жизни Спасителя, но и о всей Его земной жизни, для того, чтобы мы видели из всей Его жизни, святой и безгрешной, что Он пострадал не за Себя, ибо не заслуживал страдания, как безгрешный, а за нас грешных. Но Моисей как пророк, ходатай ветхого завета и вождь народа Божия, был образом Христа, как Пророка, Установителя Нового Завета и Царя новозаветной Церкви. Посему весьма благоприлично положено Церковью, в соответствие чтению всех Евангелистов, читать в страстную седмицу не только те места из книги Исход, которые ближайшим образом могут быть применены к воспоминаниям этой седмицы, но и другие, по содержащемуся в них преобразованию явления в мир Христа Спасителя и земной Его жизни. – Так, описанное в сей паримии бедственное состояние Евреев, страдавших под тяжкою неволею от фараона и Египтян, есть образ бедственного в нравственном и религиозном отношении состояния рода человеческого, до пришествия Христова, под властию бога века сего [[new:2kor:04:04|(2Кор. 4:4)]], князя мира сего [[new:in:12:31|(Ин. 12:31)]], имеющего державу смерти, диавола [[new:evr:02:14|(Евр. 2:14)]]. Посему церковные учители с освобождением чрез Моисея Еврейского народа от Египетского рабства сравнивают освобождение Христом рода человеческого от власти сатаны («Предизображение Иисуса Христа в Новом Завете» С. Смирнова, 1852, стр. 100). – Мучительство фараоново возбудило в Евреях желание и надежду помощи Божией. Подобно сему перед временем пришествия Христова в языческом мире, исполненном нечестия и суеверий, по крайней мере в лучших представителях сего мира, пробудилось чувство нужды в Божественной помощи для духовного просвещения и обновления людей, и повсюду распространилось ожидание Спасителя. //**Толкование на паремии из книги Исход**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст.18-19 **Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают** Ответ повивальных бабок мог удовлетворить фараона ввиду, может быть, известных ему случаев необыкновенно легкого рождения детей арабскими женщинами. [<10>]