[<10>] ====== Толкования на Исх. 3:4 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я** Стоит ли терять надежду, что заговорит с людьми Господь, беседовавший в терновом кусте? Бог и кустом не возгнушался. О если бы и мое терние просветил Он! Быть может, будут и те, которые еще подивятся блеску и свету среди нашего терна, будут, в ком наше терние не опалится, будут, кого глас, услышанный из тернового куста, заставит снять обувь с ног, дабы вход ума не заграждали телесные преграды. **//О девственницах.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я** См. Толкование на [[old:ish:03:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 3:1]] ===== Блаж. Августин ===== **Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я** Господь воззвал к нему из куста. Господь под видом ангела? Или Господь - тот ангел, который был назван //ангелом великого совета// [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]] ((В Славянской Библии этот стих читается так: //«Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его»//)), и имеется в виду Христос? Ведь, кроме того, сказано: //И явился ему Ангел Господень [в пламени огня из среды тернового куста]//. **//Вопросы на Семикнижие.//** ===== Блаж. Петр Хрисолог ===== **Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я** Вот почему Он зовет Моисея отеческим гласом, обращается к нему с отеческой любовью, побуждает его стать избавителем Своей непорочности. И что еще? Делает его богом: //Я поставил тебя богом фараону// [[old:ish:07:01|(Исх. 7:1)]]. Делает его богом, укрепляет знамениями, вооружает добродетелями, повелениями побеждает в войнах, чрез него, чистого воина, дает победы, в заповедях позволяет торжествовать и все венцы добродетелей употребляет к Своей дружбе, ставит его как причастника Царства Небесного и дарует ему [честь] самому быть законодателем, только требует, чтобы он любил Его всецело. Наконец, Моисей настолько был зажжен любовью к Богу, что сам любил пламенно и увещевал других, чтобы они любили так же: «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, и от всей добродетели твоей». **//Собрание проповедей.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею. **Егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть, Господи** Голос Самого **Господа из купины** двукратно произносит имя **Моисея**, с целью возбудить в нем особенное внимание к тому, что вслед за тем ему будет сказано. - **Что есть, Господи?** - спросил **Моисей**, т.е. глаголи, **Господи**, – я готов с подобающим благоговением выслушать и с точностью исполнить все, что ни приказал бы мне, ибо Ты мой Господь, а я покорный Твой раб. //**Толкование на паремии из книги Исход**.// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая** По абсолютной святости явившийся недоступен для смертного человека: «не подходи сюда». Последний должен испытывать в присутствии Его чувство глубочайшего смирения и почтения: //«сними обувь с ног твоих»// (ср. [[old:nav:05:15|Нав. 5:15)]]. [<10>]