[<10>] ====== Толкования на Исх. 3:6 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** Из других имен Божиих некоторые очевидно обозначают власть, а другие домостроительство, причем первое - до воплощения, а второе - после. Например: //Вседержитель// и //Царь// или //славы//, или //веков//, или //сил//, или //возлюбленное//, или //царствующих//, и Господь, или Саваоф, то есть //Господь воинств//, или //сил//, или //господствующих// - явно имена власти. А: //Бог во спасений//, Бог или //отмщений//, или //мира//, или //правды//, **Бог Авраама, Исаака, Иакова** и всего духовного Израиля, который видит Бога, - имена домостроительства. Поскольку нами управлять можно посредством трех вещей: страха наказаний, надежды на спасение и славу, и через упражнение в добродетелях, то отсюда заимствованы предыдущие имена, и имя Бога отмщений порождает в нас страх, имя Бога спасений - надежду и имя Бога добродетелей - подвижничество, чтобы, словно нося в себе Бога, подвизающийся в чем-либо из этого устремлялся к совершенству и стяжанию некоторых добродетелей. Вот это - общие имена Божества. Кроме того, это общие наименования Божества; собственное же имя Безначального есть Отец, безначально-Рожденного - Сын и нерожденно-Исшедшего или Исходящего - Дух Святый. **//О Сыне.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** Увидеть Божественное естество, каково оно есть, никто не может. Ибо оно совершенно невидимо и превыше всякого ума и слова превозносится силою: оно одно познается само лишь собою. И узнать сие можно из того, что вопиет Христос: не знает никто, говорит Он, кто есть Сын, кроме Отца, и //кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть// [[new:lk:10:22|(Лк. 10:22]]; [[new:mf:11:27|Мф. 11:27)]]. Итак, показал нам изрядную красоту Бога и Отца Единородный, представляя Собою как бы светлый образ. Посему и говорит: //Видевший Меня видел Отца// [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]]. Видим же Сына и очами сердца, и очами плотскими, когда Он, низведши Себя до истощания [[new:fil:02:07|(Фил. 2:7)]], снизошел до нашего состояния, хотя и во образе и равенстве с Богом и Отцем будучи Бог и от Него по естеству рожденный. И Варух говорил, указуя на самое, думаю, Слово: //сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе// [[old:var:03:36|(Вар. 3:36-38)]]. Предвозвещал нам ясно и божественный Давид: //Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии// [[old:ps:049:01|(Пс. 49:1-3)]]. Ибо Он сошел в виде огня на гору Синай. Но что оное было образом и ничем иным, в этом убеждает Христос. Народ Иудейский думал, что он истинно видел неизреченное естество, когда Моисей был посредником между им и Богом, предстоял с ним на Хориве и собирал его на собрание под горою Синайскою. После же того как шумный звук труб, восходивший на высоту, устрашил слушавших, они думали сами в себе, что и глас Божественный слышали. Но что так думали они по-детски, в этом ясно убедил Бог, так говоря:// глас Его вы слышасте, и образа Его не видесте// [[old:vtor:04:12|(Втор. 4:12)]]. И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал [[new:in:05:38|(Ин. 5:38)]]. Итак, мы, уверовавшие видели в Сыне Отца и потому приняли слово Его. Им мы и искуплены; потому что спас нас ни ходатай, ни Ангел, ни закон, данный чрез Моисея, но сам Господь, как написано [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5)]]. А что истинно то, что я говорю, то мы можем узнать и из написанного в слове Божием написано же так: **и сказал**, сказано: **Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]]. Усматривай слабость закона: Бог всяческих являет Себя; но когда Он стал виден, Моисей отвращает лице. И это может быть для нас ясным признаком того, что даже и сами сыны не видят боголепной славы Сына, если только сам Он не являет Себя и, так сказать, не приводит к познанию Себя. Посему Он и говорил устами Исайи: //Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. `Вот Я! вот Я!' говорил Я народу// не знали Меня. //Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям// [[old:is:65:01|(Ис. 65:1-2)]]. Итак, не видят славы Христа отвращающие очи ума своего. И это, думаю, значит сказанное о них устами пророка: //ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице// [[old:ier:02:27|(Иер. 2:27)]]. Пишет также и божественный Павел: //то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их// [[new:2kor:03:14|(2 Кор. 3:14-15)]]. Мы же уверовавшие не боимся взирать прямо в лице Господа, но как опять тот же божественный Павел сказал: //Мы же все открытым лицем … на славу Господню взираем// [[new:2kor:03:18|(ст. 18)]]. Итак, **отврати**, сказано, **Моисей лице** [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]]. См. также Толкование на [[old:ish:03:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 3:1]] ---- Ибо им [саддукеям] был представлен и Моисей, твердо знающий о воскресении мертвых. Ведь, по его словам, в терновом кусте ему явился Бог, говоря: **Я Бог Авраама, Исаака и Иакова**. Чей же это Бог, как не тех, кто жив, как и они? Ибо Он - Бог живых. Следовательно, они обязательно воскреснут, когда всемогущая десница Господа возвратит к жизни всех живущих на земле. **//Комментарии на Евангелие от Луки.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** См. Толкование на [[old:ish:03:01#prp_efrem_sirin|Исх. 3:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль. Отврати же Моисей лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога** На слова: **Аз есмь Бог Авраамов и Исааков, и Иаковль** [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]], и: //защищу град сей ради Давида, еже спасти его// [[old:is:37:35|(Ис. 37:35)]]. Добродетель, блаженный, есть достояние божественное, богоугодное, блаженное, бессмертное, непрепобеждаемое забвением. Ибо в славе она у людей и приснопамятна у Бога, Который вещает иногда: **Аз есмь Бог Авраамов, и Исааков, и Иаковль**; а иногда: //защищу град сей, еже спасти его ради Давида, раба Моего//. Такого о себе Божия попечения и такой чести у Бога достигают, скончавшись, те, для которых добродетель была вожделенна. Если же Господь здесь так прославляет их, то какими дарами наградит их там? ===== Блж. Августин ===== **И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** Пусть ваша любовь посмотрит на столь великую тайну: Бог свидетельствует и говорит: **Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова**. Разве не было других патриархов? Не было до них святого Ноя, который единственный в целом человеческом роде со всем своим домом удостоился быть спасенным от потопа, в котором и в сыновьях которого была изображена Церковь? Они избегают потопа, носимые деревом. Затем еще множество великих, которых мы знаем, о которых сообщает Священное Писание, например, //Моисей верный во всем доме Его//. Но называются только те трое, словно только они удостоились Его: **Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова;** //вот имя Мое на веки// [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]], [[old:ish:03:15|(Исх. 3:15)]]. Великая тайна! Господь может и уста наши открыть и сердца ваши, чтобы мы могли говорить, как Он удостоил открыть, а вы могли понимать, как полезно для вас. Так, этих патриархов три - Авраам, Исаак, Иаков. Вы уже знаете, что у Иакова было 12 сыновей, и отсюда народ Израиля, так как сам Иаков - Израиль, и народ Израиля из 12 колен, восходящих к 12 сыновьям Израиля. Авраам, Исаак и Иаков - три отца и один народ; три отца, которые обозначают народ, и сам первый народ, теперешний народ. В народе иудейском изображен народ христианский. Там - образ, здесь - истина, там - тень, здесь - тело, по слову апостола: //Все это происходило с ними, как образы// [[new:1kor:10:11|(1 Кор. 10:11)]]. Апостол говорит: «Это написано в наставление нам, достигшим последних веков». Пусть теперь ваш разум снова вернется к Аврааму, Исааку и Иакову. Мы видим, что этим трем людям повиновались как свободные женщины, так и рабыни. Мы видим у них детей свободных, видим и детей рабынь. Рабыня не означает ничего хорошего. Говорится: «Выгони рабыню и сына ее, ибо сын рабыни не наследует вместе с сыном свободной». Апостол вспоминает это и говорит, что в этих двух сынах Авраама был образ двух Заветов: Ветхого и Нового. К Ветхому Завету относятся избирающие временное, избирающие век, к Новому Завету - избирающие вечную жизнь. Поэтому этот земной Иерусалим был тенью небесного Иерусалима, нашей общей матери, которая на небесах. Это слова апостола. И оттуда мы идем в этот город. Вы уже много узнали, много услышали. Мы обнаружили удивительную вещь в этих детях, то есть в этом потомстве, в этих поколениях свободных и рабынь; то есть четыре поколения людей, в которых исполняется образ будущего христианского народа, так что не удивительно, что об этих коленах сказано: **Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова.** **//Трактат на Евангелие от Иоанна.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею. **И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Отврати же Моисей лице свое, благоговеяше бо воззрети пред Бога** **Аз есмь Бог отца твоего**. Я тот самый Бог, Которому научил тебя поклоняться родной отец твой. – **Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль**. Для чего Господь называет Себя Богом этих патриархов? Для того, чтобы уверить Моисея, что **Бог Авраама, Исаака и Иакова**, столь близкий к ним, столько благоволивший к ним, близок и благоволит к их потомкам, что Он помнит [[old:ish:02:24|(Исх. 2:24)]] Свои обетования, данные **Аврааму, Исааку и Иакову**, о наследовании их потомками земли Ханаанской и намерен исполнить эти обетования, что Он остается верным тому завету, который заключил с **Авраамом** и в его лице с его потомками, и готов в силу этого завета торжественно явить им особенное Свое покровительство, с тем чтобы и они чтили Его единого так же усердно, как чтили Его **Авраам, Исаак и Иаков**. Господь Иисус Христос слова Божии **Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль**, приводит в опровержение саддукейского неверия в воскресение мертвых, ибо, говорит Иисус Христос, //несть Бог мертвых, но Бог живых// [[new:mf:22:32|(Мф. 22:32)]]. Смысл слов Спасителя тот, что хотя помянутые патриархи давно померли, но по обетованию о воскресении, имеющему непременно в свое время исполниться, они живы (Златоуст). – **Отврати же Моисей лице свое, благоговеяше бо воззрети пред Бога**. Благоговение **Моисея****Полужирный**, соединенное с смиренным сознанием своего ничтожества пред Ним по бытию, своей нечистоты, греховности, выразилось в том, что он не мог прямо смотреть на то место, откуда слышался голос Господа. - **Моисей отврати**, с Еврейского «покрыл лице свое». Подобное сделал пророк Илия при явлении ему Бога в Хориве [[old:3ts:19:13|(3Цар. 19:13)]]. //**Толкование на паремии из книги Исход**.// ===== Ориген ===== **И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** Написано, что **Бог есть Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова**. Поскольку сказано: //Жизнь была свет человеков// [[new:in:01:04|(Ин. 1:4)]], и желающий подумает, что свет принадлежит никому другому, как человекам, подобным же образом, как подумает, что **Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова** есть ничей больше Бог, как только этих троих отцов? Но ведь есть и Бог Илии и, как говорит Иудифь, отца ее Симеона, и Бог евреев. Поэтому подобным образом, если ничто не мешает Ему быть и Богом других, ничто не мешает, чтобы «свет человеков» был светом и других существ. Бог святых, если Господь всех, приблизившийся к святым, становится их Богом, называясь, таким образом, **Богом Авраама и Богом Исаака, и Богом Иакова**, то еще с большим основанием Святого Духа, приблизившегося к пророкам, можно провозгласить их Духом, чтобы Дух назывался Духом Илии и Духом Исаии. **//Комментарии на Евангелие от Иоанна.//** ===== Иаков Афраат ===== **И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога** Имя Божества было дано как великая честь в мире, и Бог прилагает его к тому, кто угождает Ему. Однако имен Божества много, и они разнообразны, как Он даровал имя Свое Моисею, говоря: **Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова**. //Вот имя Мое навеки, и памятование обо Мне из рода в род// [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]], [[old:ish:03:15|(Исх. 3:15)]]. И Он назвал имя Свое: //Бог всемогущий//, //Сущий// и //Господь Саваоф//?. Этими именами называется Бог. А великое и славное имя Божества Он также не скрыл от праведников Своих; и даже, хотя именно Он есть великий Царь, великое и славное имя царствования Он независтно приложил к людям, которые есть Его творение. Когда святой воззвал к Моисею из куста, Он сказал ему: **Я Бог Авраама, Исаака и Иакова**. Когда Смерть услышала эти слова, она задрожала и испугалась, и пришла в ужас и смятение, и поняла, что она не будет царствовать вечно над детьми Адама. С того часа, когда она услышала, что Бог сказал Моисею: **Я Бог Авраама, Исаака и Иакова**, она сжала руки свои, ибо она знала, что Бог есть Царь мертвых и живых и что детям Адама уготовано выйти из тьмы ее и воскреснуть в теле. И заметь, что наш Спаситель Иисус тоже, когда саддукеи спорили с Ним о воскресении мертвых, повторил это слово, говоря так: //Бог не есть Бог мертвых, ибо у Него все живы// [[new:lk:20:38|(Лк. 20:38)]]. **//Доказательства.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-9 **И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне** Внутреннюю сторону явления составляет определение Божие о наступлении времени освобождения евреев и введения их в землю обетованную. Основанием для него является, с одной стороны, непреложность данных Аврааму, Исааку и Иакову (//«Я Бог отца твоего»//, [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]], единственное «отца» вместо множественного «отцов», ср. [[old:ish:15:02|(Исх. 15:2]]: [[old:ish:18:04|18:4)]]) обетований о наследовании их потомками земли Ханаанской: они, как живые [[new:mf:22:32|(Мф. 22:32]]: [[new:lk:20:37|Лк. 20:37]]; [[new:mk:12:26|Мк. 12:26)]], ждут их исполнения, а с другой, молитвы о помощи самих евреев. «Бог увидел их страдание, услышал вопль, знает скорби», — все это усвоено Его чувствами и мыслью. Они заслуживают божественного снисхождения, а их злобные угнетатели должны подвергнуться суду [[old:gen:15:14|(Быт. 15:14)]]. Поэтому Бог идет избавить народ Свой, — принимает непосредственное участие в его освобождении. **//Толковая Библия.//** [<10>]