[<10>] ====== Толкования на Исх. 4:6 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 6-7 **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его** Между тем как измененная десница и жезл, обращенный в змия, творят чудеса, чем, как думаю, загадочно изображается тайна во плоти Господней явившегося людям Божества, которым совершается низложение мучителя и освобождение им обладаемых. К этой же мысли приводит меня евангельское и пророческое свидетельство, ибо пророк говорит: //Сия измена десницы Вышняго// [[old:ps:076:11|(Пс. 76:11)]]; потому что, хотя Божественное естество умопредставляется неизменяемым, однако же по снисхождению к немощи естества человеческого изменилось в наш образ и вид. Ибо и там рука законодателя, вложенная за пазуху, изменила цвет в противоестественный, и опять, быв за пазухой, возвратила себе собственную природную красоту. И единородный Бог, находящийся в недрах Отчих, Он есть десница Вышнего, когда явился нам из недр, изменился в подобное нам; когда же, понесши на Себе наши немощи, бывшую у нас и, подобно нам, изменившую цвет руку возвратил в собственное Свое недро (недро же Десницы - Отец), тогда бесстрастного естества не изменил в страдания, но изменяемое и страстное общением с неизменяемым преложил в бесстрастие. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его** Опять сказал Бог священному Моисею: **положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его** [[old:ish:04:06|(Исх. 4:6-7)]]. Более всего приличествует Богу возможность избавить от проказы. Страдания, достигшие такой жестокости, что не уступают и самым опытам врачебного искусства, нуждаются уже в иной помощи, в помощи одной власти свыше, которой противостоять ничто не может, но все доступно и удобоисполнимо. А проказа принадлежит к числу неизлечимых болезней. Но что безнадежно по мнению людей и невозможно у них, то возможно у Него. И что в отношении к Богу всяческих ничего вообще нельзя представить, чего Он не мог бы совершить, это Он показал в исцелении прокаженной руки Моисея, дабы отсюда ведали званные, то есть израильтяне, что хотя они и терпели неизбежное зло, находясь под игом злобных египтян и как бы страдая самою тяжкою болезнью, рабством у них, однако у них есть весьма искусный врач, умеющий и легко могущий отгнать самые безнадежные из страданий, и сделать это легко и скоро. Ибо как только вложил Моисей руку в недро (за пазуху), он избавился от болезни. Ни на что иное, как я думаю, не указует прикровенно дело это: потому что многие из израильтян, долгое время живя в Египте, удалялись от преданной им свыше и от отцов умеренности, сживаясь, напротив, с местными нравами и все глубже и глубже падая, и, по слову пророка, //и служили твари вместо Творца// [[new:rim:01:25|(Рим. 1:25]]; ср.: [[old:ps:105:20|Пс. 105:20)]]. Они впали во всякий вид нечистоты и наконец как бы умерший и бездыханный имели ум. Ибо проказа есть знамение нечистоты и мертвосте. Но чрез это чудо они тайноводствуемы были к тому, что если Бог снова воззовет их и утвердит в разуме, то они признают удобоотвратимою нечистоту свою и весьма легко отринут скверну, приразившуюся от мысленной мертвости. И вот об этом именно и сказано нами. А что и таинство Христово сеннописуемо было в свою очередь также в поражении проказою и вторичном очищении руки Моисея, об этом я теперь попытаюсь сказать. Что //вся быша// чрез Сына, //без Него ничто не начало быть,// об этом весьма ясно свидетельствует нам божественный евангелист Иоанн [[new:in:01:03|(Ин. 1:3)]]. Поелику же Отец все, что бы ни делал, делает чрез Него, то посему и Богодухновенное Писание именует нам Сына рукою, мышцею и десницею Отца. Так, например, божественный Исайя говорит: //Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?// [[old:is:53:01|(Ис. 53:1)]]. Ибо жестокосердыми и необузданными и весьма недугующими непокоривостию пребыли несчастные иудеи. И //Словом Господним самые небеса утвердишася//, говорит Давид [[old:ps:032:06|(Пс. 32:6)]]. Устами же пророков Бог и Отец утверждал, говоря: //рука моя утверди небо// [[old:is:48:13|(Ис. 48:13)]]. Взывал Он к тому еще и в иных местах: //Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей// [[old:is:41:10|(Ис. 41:10)]]. Таким образом, рукою Богодухновенное Писание обыкновенно называет Сына. Теперь смотри же, как рука Моисея то сокрывается в недре его, то затем износится наружу и видится в проказе, потом опять влагается в недро его и тотчас является избавленною от недуга. Созерцая мысленно таинство и образ вочеловечения и стараясь усмотреть, в чем он состоит и как совершился, мы найдем совершившимся следующее. Сын был в недрах Бога и Отца, и чрез Него Отец все сотворил; потому что Он есть мышца высокая, всесильная рука и досточудная десница. Когда же Он некоторым образом вышел из своего места, соделавшись человеком, и принял на Себя немощи наши, по слову пророка [[old:is:53:04|(Ис. 53:4)]], то подвергся подозрению и нечистоте. Ибо нечисто пред Богом естество человеческое, если истинно то, что говорит пророк Исайя: Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша [[old:is:64:06|(Ис. 64:6)]]. Итак, снисшедши до человеческого естества, подвергся подозрению в нечистоте Всечистый и живущий во свете непреступном. И подлинно так заблуждались несчастные иудеи, что именовали Его и винопийцею [[new:mf:11:19|(Мф. 11:19)]] и самарянином [[new:in:08:48|(Ин. 8:48)]] и рожденным от блуда [[new:in:08:41|(ст. 41)]], а кроме того и грешником, потому что они говорили исцеленному слепому от рождения: //воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник// [[new:in:09:24|(Ин. 9:24)]]. Но никогда они, я думаю, не дошли бы до такого безумия, чтобы говорить таковое и раскрывать необузданные уста на Него, если бы ведали, что Он есть Бог по естеству. Когда же Он, бывший в подозрении нечистоты как человек, доведши до конца премудрое домостроительство спасения нашего, восшел ко Отцу и возвратился в недра Его: тогда, и только тогда, устранил подозрение в том, что был одинаково с нами в мертвости и нечистоте. Славословится же как Бог, славословится от всех как Господь, как Святый святых, как просвещающий тварь и духам человеческим и живущим на земле Сам подавая силу, чтобы побороть могущего все осквернять. А что Сын воспринял человечество по домостроительству ради нас, что Он был под законом и со беззаконными вменен был, но потом опять восшел в свойственную и присущую Ему от начала честь и славу, в этом Он убедит сам, говоря Небесному Отцу: //прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира// [[new:in:17:05|(Ин. 17:5)]]. Видишь ли, что Он освобождается от привзошедшего временно и что не против воли совершил домостроительство с плотию, но при том как бы спешил возвратиться к славе Божества и все превосходящему достоинству? Посему и блаженный Павел говорит: //если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем// [[new:2kor:05:16|(2 Кор. 5:16)]], потому что Он воскрес из мертвых и восшел ко Отцу с плотию. Но //если же,// сказано, //не знаем по плоти,// то есть как подверженного плотским побуждениям, побуждениям, говорю, естественным и неповинным. Ибо прежде Честного Креста Он и алкал, как о Нем говорится [[new:mf:04:02|(Мф. 4:2)]], и утомлялся от пути [[new:in:04:06|(Ин. 4:6)]] и огорчался [[new:mf:26:38|(Мф. 26:38)]], наконец претерпел ради нас и самую смерть на древе. Но ныне Его уже не знаем находящимся в таких состояниях. //Однажды// умерши, Он уже// не умирает// [[new:rim:06:09|(Рим. 6:9)]]. Ибо нетленен Христос: Он есть жизнь по естеству и жизни податель, так как и произошел от жизни Отца. ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 6-7 **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. Еще сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его** Одно дeйствие Моисея указывало на Иисуса Христа: «**Положил руку свою в пазуху и вынул ее, и сдeлалась рука его (бeла), как снeг. Снова положил и вынул ее, и была она видом (своим), как тeло человeка** (et erat sicut carnis humanae species)». Этим предуказывалось в Господe Иисусe сначала сияние Божества, а затем восприятие плоти, чему должны вeровать все племена и народы. (И) хорошо (сказано): **руку вложил**, потому что десница Божия есть Христос, в Божество и воплощение Котораго если кто не увeрует, то будет наказан, как недостойный (reprobus), подобно тому царю, который не повeрил явным знамениям, а после, наказанный (бeдствиями), умолял о прощении. **//Об обязанностях священнослужителей. Книга III.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег** См. Толкование на [[old:ish:04:01#prp_efrem_sirin|Исх. 4:1]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег** Погружение же руки **за пазуху** означает Господа нашего Иисуса Христа, Слово Отчее, воплощающееся в мастерской нашей природы. Вот что означает **пазуха** и побелевшая [от проказы] рука; и в образе руки, снова восстановленной в прежний [вид], показывается, как после воскресения Господь, вознесшись, возвратился за Отчую пазуху. Ведь Моисей, будучи посредником между Богом и народом, иногда выступает от лица Бога и Отца, иногда же от нашей природы. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег** Видишь здесь, человек, Творца своего? Видишь, как слушается Его плоть человеческая, как будто разумная, живая? Видишь, как Он мертвит и живит?.. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Ориген ===== **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег** Трудно понять, символом чего может быть этот знак в отношении нас. Поскольку же надо и нам, не ленясь, отыскать и дать нуждающемуся основание для суждения, скажем, что «рука» во многих местах является символом деяний, а «пазуха Моисея» имеет два значения: первое, в соответствии с буквой написанного, определяет деяние действующего как «снег», как в еврейском языке, и «проказу», другое же, в соответствии с духовным законом, указывает на образ жизни чистый и восстанавливаемый по воле природы Слова. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Тертуллиан ===== **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег** Мы же знаем как из слов, так и из дел пророков, как из сказанного, так и из сделанного, что предсказано воскресение. Когда Моисей спрятал свою руку в пазуху и вынул ее омертвевшей, и снова положил в пазуху и извлек здоровой, разве это не прообразует всего человека? Поскольку три [славных] деяния Божиих обозначались тремя знамениями в определенном порядке: сперва намерение отдать под власть человеку змея-дьявола, хотя он и страшен, затем извлечь плоть из пазухи смерти и, наконец, всю кровь испытать судом. **//О воскресении мертвых.//** ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег** Ибо как Моисею было дано жезлом совершать чудеса, так ему было приказано положить руку за пазуху, откуда извлеченная, она стала смотреться как покрытая проказой. И было ему приказано, чтобы он вновь положил руку за пазуху, и сразу она исцелилась, прообразуя народ иудейский, который, уходя от Господа Христа, будет нечист, а возвратившись к Нему, вернет себе прежнее здравие. **//Изъяснение Псалмов.//** ===== Свт. Андрей Критский ===== //Рука нас Моисеова да уверит душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.// //**Великий канон, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 6.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег** См. Толкование на [[old:ish:04:02#lopuxin_ap|Исх. 4:2]] [<10>]