[<10>] ====== Толкования на Исх. 4:18 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 18-20 **И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою** Ст. 22-23 **И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его** После сего, Моисей возвращается в землю мадиамскую, и говорит тестю своему:** пойду, и увижду братий моих, иже во Египте.** Хотя прискорбно было разлучиться с Моисеем; однако же его не удерживают, по воле Божией, открытой свыше. Поелику же Моисей опасался, что вельможи египетские, на которых напал он за притеснение народа его, и в новом Фараоне возбудят против него гнев, как возбудили в прежнем; то Бог говорит ему: **измроша вси мужи, ищущии души твоея.** Взял Моисей **с собою жену** и сыновей, взял также и жезл, и пошел в Египет. При выходе его из земли мадиамской, Бог снова повелевает ему сказать Фараону: **отпусти** сына Моего первенца, **да Ми послужит;** иначе, за сына Моего первенца, которого будешь удерживать, хотя и не в силах его удержать, **Аз убию сына твоего первенца,** что могу сделать. Так, Бог на словах прежде всех казней угрожает Фараону сею казнью: **убию сына твоего первенца,** что было больше всех казней; на самом же деле показывает меньшее из всех знамений - знамение змия. ===== Лопухин А.П. ===== **И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром** Причина, по которой Моисей не открывает Иофору истинной цели своего путешествия в Египет, заключается или в его смирении, или же, как думают некоторые, в не совсем близких отношениях к своему тестю. **//Толковая Библия.//** [<10>]