[<10>] ====== Толкования на Исх. 4:20 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою** См. Толкование на [[old:ish:04:18#prp_efrem_sirin|Исх. 4:18]] ===== Блаж. Августин ===== **И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою** То, что было сказано выше, - что Моисей посадил жену и детей на повозки, чтобы вместе с ними отправиться в Египет, а затем его тесть Иофор пришел к нему вместе с ними после того, как тот вывел народ из Египта, - может вызвать вопрос, как может быть правдой то и другое. Но надо понимать, что Иофор был вместе с детьми после несостоявшегося убийства Моисея или ребенка, которое должен был совершить ангел. Ведь некоторые считали, что ангел устрашил их для того, чтобы женщины не сопровождали Моисея, препятствуя ему в служении, которое он по воле Бога совершал. **//Вопросы на Семикнижие.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-23 **И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего** На время самого путешествия в Египет падает третье богоявление Моисею, указывающее ему средства и способы к осуществлению божественного плана. Свою просьбу отпустить евреев в пустыню для принесения жертвы Богу [[old:ish:03:18|(3:18)]] Моисей должен подкрепить совершением пред фараоном всех тех чудес, сила к совершению которых сообщена Моисею (//«которые Я положил в руку твою»//). И хотя эти чудесные действия, не одни лишь три вышеописанные, но и все последующие, так как в [[old:ish:04:23|ст. 23]] говорится о последней казни, не произведут на фараона впечатления, — сердце его по воле Божией ожесточится, однако Моисей не должен смущаться подобным обстоятельством. Требование отпустить евреев будет исполнено фараоном после последней казни — убиения его первенца [[old:ish:12:29|(12:29–33)]]; оно является возмездием за нежелание дать свободу Израилю, первенцу Божию. Израиль по любви к нему Бога [[old:os:11:01|(Ос. 11:1)]] есть Его первенец, любимый сын, а потому недостойно, чтобы он, предназначенный служить Богу [[old:ish:04:23|(23;]] [[old:ish:19:06|19:6]]), служил человеку. За непризнание же подобных прав Израиля фараон поплатится жизнью своего старшего сына: //«ожесточу сердце фараона»//. Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле [[old:ish:08:19|(8:19]]; [[old:ish:09:27|9:27)]]: во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог. **//Толковая Библия.//** [<10>]