[<10>] ====== Толкования на Исх. 4:21 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа** Итак, пусть никто вместе с язычниками или манихеями не дерзнет судить или порицать праведность Божию, но пусть самым ясным образом уверует, что не беспощадность Бога столько раз ожесточила фараона против Божественных предписаний, но собственная жестокость и неукротимая гордыня. Ибо что значит, как Бог сказал, //ожесточу сердце его//, как не то, что «отнимется от него благодать Моя, ожесточит его собственное нечестие»? И чтобы лучше можно было уразуметь, приведем какое-нибудь наглядное подобие вашей любви. Как вода схватывается сильным морозом, а при наступлении солнечной жары растапливается, при удалении же солнца вновь затвердевает, так из-за большой стужи [преступлений] у грешников охлаждается любовь многих и застывает подобно льду, а когда на нее находит зной Божественного милосердия, она согревается. **//Проповеди.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21-26 **И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию** Итак, что закон не достаточен был для искупления, но что для сего необходима нам Честная Кровь Христа (потому что только чрез Него одного побеждена смерть), это может быть весьма ясно и из последующего. Поднялся божественный Моисей с земли Мадиамской, взяв с собою жену свою и детей, и отправился, наконец, в Египет, точно исполняя повеленное от Бога. Когда же он остановился недалеко от земли Египетской, тогда Бог всяческих сказал ему: **когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона** [[old:ish:04:21|(Исх. 4:21)]]. И немного спустя:** И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию** [[old:ish:04:22|(ст. 22-26)]]. Ангел в виде человеческом напал на него и покушался его убить и едва умилостивлен был тем, что Сепфора обрезала сына своего, разумею Гирсама, который был и первородный и имя которого толкуется «пришелец». Кого покушался умертвить губитель, этого Священное Писание ясно не указало; но может быть Моисея, за необрезание сына; и с трудом удален был Ангел. Этот образ ясно показывает, что в Крови Христа побеждена смерть. Спасен же и святой сонм Отцев, даже более того, весь старейший и прежде Его бывший род; потому что Он умер за всех и смерть всех разрешилась в Нем. Ибо не в крови пророков, но в крови самого младшего Христа и с Ним мы избегаем губителя. //Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми// [[new:rim:14:09|(Рим. 14:9)]]. Но если сказать, что губитель нападал на Гирсама, а не на блаженного Моисея, то и тогда ты можешь усмотреть то же самое. Ибо не чрез обрезание по закону, то есть по плоти и чувственное отогнана смерть, но чрез обрезание во Христе Духом, которое совершила над первородным и новым народом, пришельцем на земле, приписанным же к вышнему и небесному граду, мысленная Сепфора, то есть Церковь, состоящая из мадианитян и язычников. Обрезала она своим камнем. Этот камень также может быть образом Духа, по причине крепости и несокрушимости, а также и потому, что он от скалы. Ибо Дух есть Христов; //камень же// есть //Христос//, как и премудрый Павел пишет [[new:1kor:10:04|(1 Кор. 10:4)]]. Должно также знать, что и после Моисея древле бывший вождем Иисус (Навин) ножами каменными обрезал сынов Израилевых [[old:nav:05:02|(Нав. 5:2-3)]], чрез таковое обрезание гадательно указуя нам на обрезание нерукотворенное, которым и побеждается смерть, и которое есть духовное обрезание злобы и отложение порочности и удовольствий. О плотском обрезании божественный Павел пишет нам: //обрезание// ничтожно [[new:gal:05:06|(Гал. 5:6]]; [[new:gal:06:15|6:15)]]. Премудрое же и священное слово взывает к нам: //В Нем вы и обрезаны обрезанием… Христовым// [[new:kol:02:11|(Кол. 2:11)]], чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. ===== Блаж. Августин ===== **И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа** Не отнимайте у фараона свободного суждения только потому, что Бог во многих местах говорит: «Я ожесточил фараона», «ожесточил» или «ожесточу сердце фараона». Из этого не следует, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Ведь о нем написано в Писании, когда египтяне были избавлены от мух: //И ожесточил сердце свое// [[/old:ish:08:15|(Исх. 8:15)]], и в то время не захотел отпустить народ. Поэтому и Бог ожесточил по справедливому суждению, а сам фараон - по свободному. **//О благодати и свободной воле.//** ===== Ориген ===== **И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа** Многих взволновало то, что касается фараона, о котором Бог говорит, многократно возвещая: «Я ожесточу сердце фараона». Ведь если Богом фараон ожесточается и от ожесточения грешит, то он не сам виновник своего греха; и если так, то фараон не имеет свободной воли. И кто-нибудь скажет, что подобным образом не имеют свободной воли погибающие и не сами по себе гибнут. И читаемое у Иезекииля: «Изыму у них сердца каменные и вложу плотяные, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои», могло бы взволновать кого-нибудь, как если бы Бог давал «ходить по заповедям и соблюдать уставы» тем, что отнял мешающее этому - «сердце каменное», и вложил лучшее - «плотяное». **//О началах.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа** См. Толкование на [[old:ish:04:20#lopuxin_ap|Исх. 4:20]] [<10>]