[<10>] ====== Толкования на Исх. 6:2 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-8 **И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий ", а с именем Моим "Господь " не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь** Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам [[old:gen:17:01|(Быт. 17:1]]; [[old:gen:35:11|35:11]]) и если Сущий всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schadda'ем (Всемогущим) обещания. Последний //«поставил с патриархами завет, чтобы отдать им землю Ханаанскую»// [[old:gen:17:08|(Быт. 17:8]]; [[old:gen:26:03|26:3]]; [[old:gen:35:11|35:11–12]]), а, тождественный с ним Всевышний приведет его в исполнение. Тождество Сущего с Всемогущим Господом (El-Schaddа'ем) ручается за выполнение трех обетований; избавления от рабства египетского ([[old:ish:06:start|6]]; ср. [[old:gen:15:14|Быт. 15:14]]), избрания евреев в народ Божий ([[old:ish:07:start|7]]; ср. [[old:gen:17:07|Быт. 17:7–8]]; ср. [[old:vtor:04:20|Втор. 4:20]]; [[old:vtor:07:06|7:6]]) и дарования им земли обетованной ([[old:ish:08:start|8]]; ср. [[old:gen:17:08|Быт. 17:8]]; [[old:gen:26:03|26:3]]; [[old:gen:28:13|28:13]]; [[old:gen:35:12|35:12)]]. Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь — их Бог, то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранятъ веру в Него. //«Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий, а с именем Моим: «Господь», не открывался им»// [[old:ish:06:03|(3)]]. В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний. Со времени Моисея эти последние начинают исполняться. Потомство патриархов стало великим народом, готовым начать самостоятельную политическую жизнь под непосредственным водительством Божьим. И теперь Господь проявляет Свое другое свойство, выраженное в познании Сущего, — неизменность, верность в исполнении Своих обетований. //«Спасу вас мышцею простертою// [[old:vtor:04:34|(Втор. 4:34]]; [[old:vtor:05:15|5:15]]; [[old:vtor:07:19|7:19)]] //и судами великими»// [[old:ish:06:06|(6)]], т. е. казнями, так как они, сокрушая царство фараона, служат для него и наказанием («суд»). //«Подняв руку»// — употребляемое при клятвенных обещаниях действие, указывающее на его непреложность [[old:gen:14:22|(Быт. 14:22]]; [[old:vtor:32:40|Втор. 32:40]]; [[old:iez:20:23|Иез. 20:23]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]