[<10>] ====== Толкования на Исх. 7:1 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком** Моисей произведен был в бога египтянам, как сказал ему Вещавший: **Я поставил тебя богом фараону**. Итак, это наименование служит доказательством некоей тайной власти или деяния. А Божественная природа в отношении к тому, что она сама в себе, при всех изобретаемых именах, как я рассуждаю, остается невыразимой. **//Послания.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком** Моисей был богом фараону, но слугой Бога, как написано. И звезды ночью ярко сияют, а от солнца прячутся, так что днем нельзя узнать, какие они. И маленький светильник, оказавшись рядом с большим огнем, не исчезает и не светит, и не может быть различим, но все является огнем, ибо побеждает сильнейший. **//Богословские послания.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком** В Моисее дан образ будущего Учителя, который научит Закону, провозвестит благовестие, исполнит Завет Ветхий, Новый утвердит, даст народам пищу небесную. Моисей вышел за рамки достоинства человеческого с тем, чтобы было даровано ему имя бога, как написано, и Господь говорит: **Я поставил тебя богом фараону**. Ибо победитель всех страстей, не подвластный никаким приманкам века сего, тот, кто жизнь в теле проводил в чистоте небесного жительства, умом правя, плотью властвуя и наказуя ее с царственной властностью, - назван именем Бога, Которому он уподобился богатством совершенной добродетели. **//О Каине и Авеле.//** ---- Если они думают, что Христос назван Богом, поскольку имел божественное вдохновение, подобно многим святым мужам (ибо Писание называет богами тех, к кому был глагол Божий), - то они не ставят Его над людьми, но считают сравнимым с людьми. Тогда они думают, что Он есть то, что даровал людям Сам, говоривший Моисею: **Я поставил тебя богом фараону**, почему и в псалме сказано: //Я сказал: вы - боги// [[/old:ps:081:06|(Пс. 81:6)]]. //**Пять книг о вере.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком** Богами же я называю их, и царями, и повелителями не по природе, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями, и Божественного образа подобие, по которому они и возникли, сохранили неповрежденным (ибо царем называется и образ царя); и соединились с Богом по собственному выбору, и приняли вселение Его в себя, и благодаря причастности к Нему стали по благодати тем, что Он есть по природе. //**Изложение веры.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком** В этих словах заключается торжество истинного, святого слова Божия. Моисей в третий раз указывает Богу на свою слабость и неспособность к такому важному посольству. Бог величественно ответил ему на первую жалобу: //кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?// – а Моисей жаловался на свое косноязычие. Господь дал знать ему, что если Он, Всемогущий Творец всех человеков, посылает его, то, значит, Моисей способен или будет способен к этому. Теперь Бог говорит Моисею еще сильнее и величественнее: **Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком**, то есть если ты не веришь прежним словам Моим, что будешь в состоянии исполнить Мое посольство, то вот тебе Мое Божеское слово: Я делаю тебя богом для фараона, делаю тебя на время всемогущим, чудотворным, и Аарон, брат твой, будет у тебя, как божества, пророком. С Моим ли всемогуществом тебе бояться фараона? На этот раз тебе ничто не страшно, потому что вся вселенная со всеми своими стихиями и животными послушна будет тебе, как покорная раба. Иди и будь покоен, в надежде на совершенный успех! Боже великий! Повергаюсь во прах пред Твоим всемогуществом и благостию: слабого и смертного облек Ты Своим всемогуществом, слабому смертному покорил Ты и землю, и море, и воздух, и огонь. Как хорошо быть верным рабом Твоим! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком** //Я сказал: вы - боги и сыны Всевышнего - все вы// [[/old:ps:081:06|(Пс. 81:6)]]. Пусть услышит Евномий, пусть услышит Арий, которые говорят, что Сын Божий - такой же сын, как и мы, потому что мы боги не по природе, но по благодати: //А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими// [[/new:in:01:12|(Ин. 1:12)]]. Для того создал Я человека, чтобы из людей они стали богами. //Я сказал: вы - боги и сыны Всевышнего - все вы//. Видите, сколь велика честь: мы названы и богами, и сыновьями! Я сделал вас богами, как сделал Моисея богом фараону, чтобы после того, как вы стали богами, вы сделались достойными быть сынами Божиими. Поразмыслите о божественном Писании: //Ибо нет лицеприятия у Бога// [[/new:rim:02:11|(Рим. 2:11)]]. Он не сказал: «Вы - боги, цари и правители», но: «Все, которым Я равно дал тело, душу и дух, которым равно даровал и божественность и всыновление». Равно мы все рождаемся, императоры и бедняки, равно и умираем. Ибо творение [у всех] равное. **//Трактат на Псалмы.//** ===== Блаж. Петр Хрисолог ===== **Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком** Вот почему, по их мнению, Моисей становится богом и повелевает всем стихиям участвовать в своих триумфах: приказывает морю отойти, волнам - затвердеть, глубине - иссохнуть, небу - дождить. Он дает пищу, ветрам повелевает рассыпать мясо, светом солнечным просвещает ночь, солнце усмиряет покровом облака, поражает [ударом] скалу, чтобы из свежей раны источить потоки для жаждущих, он первым дает землям закон небесный, записывает правила жизни, устанавливает основы учения. **//Собрание проповедей.//** ===== Новациан ===== **Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком** Какой смысл отказывать Христу в имени Бога, Который Бог не фараона, но открывается как утвержденный Господь и Бог всего творения, если сказано, что это имя было дано даже Моисею, ибо говорится: Я поставил тебя богом фараону? //**О Троице.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей** В ответ на слова Моисея: //«как же послушает меня фараон?»// — Господь говорит ему: //«смотри, Я поставил тебя Богом фараону»//. Тебе не страшен фараон. Я определил дать тебе и, действительно, дам такую власть, что он будет бояться тебя, как своего бога. И если цари повинуются и слушают только Бога, признавая Его высшим себя, так точно и он в конце концов подчинится тебе; твое косноязычие, на которое ты ссылаешься, как на причину непослушания царя, не будет также иметь значения. Говорящим за тебя, твоими устами, пророком будет брат твой Аарон [[old:ish:04:15|(4:15)]]. [<10>]