[<10>] ====== Толкования на Исх. 7:10 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 10-12 **Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы** Фараон (так было имя мучителю египетскому) тем знамениям, какие Моисей совершал Божией силой, предприемлет ухищренно противопоставить чародеяния волхвов, и, когда Моисей в глазах египтян снова превратил жезл свой в зверя, чародейство думало совершить равное чудо и над жезлом волхвов. Это ухищрение обличено тем, что совершилось: змий из превращенного Моисеева жезла пожрал посохи у волхвов, т.е. их змеев, и тем показал, что жезлы волхвов не имели никакой - ни оборонительной, ни даже жизненной силы, кроме одного вида, какой ухищренное чародейство показывало глазам легко обольщаемых. ...И превращение жезла в змия да не смущает христолюбцев тем, что понятие о таинстве приспособляем к животному противного вида, ибо Сама Истина не отвергает этого изображения, когда говорит в Евангелии: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни: //тако подобает вознестися Сыну человеческому// [[new:in:03:14|(Ин.3:14)]]. Слово это ясно, так как если отец греха в Божественном Писании наименован змием и рожденное змием, без сомнения, есть змий, то следует, что грех соименен с породившим его. Апостольское же слово свидетельствует, что Господь ради нас соделался грехом [[new:2kor:05:21|(2 Кор. 5:21)]], восприяв на Себя греховное наше естество. Следовательно, образ этот справедливо прилагается к Господу. Ибо если грех есть змий и Господь соделался грехом, то тот, кто есть грех, соделывается для нас змием, чтобы поглощать и истреблять египетских змиев, оживотворяемых волхвами, а по совершении этого снова обращаться в жезл, которым уцеломудриваются согрешающие и упокоеваются восходящие крутым и неудобопроходимым путем добродетели, в добром уповании опираясь на жезл веры, потому что //есть вера уповаемых извещение// [[new:evr:11:01|(Евр. 11:1)]]. Поэтому, кто уразумел это, тот прямо делается Богом воспротивившихся истине и приводимых в изумление этой вещественной и неосуществимой прелестью, которыми, как нечто суетное, пренебрегается то, чтобы послушать Сущего, ибо говорит Фараон: //Кто есть, его же послушаю гласа? Не вем Господа// [[old:ish:05:02|(Исх. 5:2)]]. Одно же только, именно вещественное и плотское, признают достойным уважения преданные скотской чувственности. Поэтому если кто укреплен будет озарением света и приобретет столько силы и власти над сопротивниками, то, как некий борец, достаточно обучившийся у наставника подвижническому мужеству, смело и с уверенностью приготовится к борьбе с врагами, имея в руке этот жезл, т.е. слово веры, которым будет поборать египетских змиев. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем** **И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем**. Не знамение ли это Божия всемогущества? Да, из этого чуда я вижу, что оно – дело Божие. Только Творец может бездушную вещь сделать одушевленной. Волхвы хотя делали подобные чудеса, но призрачные, или если не призрачные, то в явлениях их был сам диавол, тогда как чудеса Моисея, быв совершены силою Божиею, не заключали в себе Божества, Которое вездесуще. Притом надо заметить, что жезл Ааронов пожрал жезлы жрецов. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем** На самом деле это не было сделано для того, чтобы помочь с голосом тому, кому по необходимости был дан Аарон, - из-за косноязычия Моисея. Но надо было бросить жезл, чтобы он сделался змеем. Почему Моисей сам этого не сделал, если не потому, что это посредничество самого Аарона между Моисеем и фараоном является образом чего-то важного? **//Вопросы на Семикнижие.//** ---- Под змеем подразумевается смерть, которую он принес в рай с помощью беседы, когда через создающего (т.е. змея) показывается то, что создается (т.е. смерть). Значит, превращение жезла в змея знаменует переход Христа к смерти, а превращение змея в жезл - воскресение Христово с Его Телом, которое есть Церковь. Это произойдет в конце времен, что обозначает хвост змея, за который взялся Моисей, чтобы он превратился в жезл. Змеи же волхвов, словно мертвые этого века, они, если не поверят во Христа, то, словно поглощенные, войдут в Его Тело, воскреснуть же в Нем не смогут. **//О Троице.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем** См. Толкование на [[old:ish:07:03#lopuxin_ap|Исх. 7:3]] [<10>]