[<10>] ====== Толкования на Исх. 12:6 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_vasilij_velikij|Исх. 12:1]] ===== Свт. Григорий Богослов ===== **и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером** Потом отказ от квасного в продолжение семи дней (число самое таинственное и состоящее в близком отношении к этому миру), удален давнего и застаревшего заблуждения (а не хлебной и жизненной закваски), чтобы не иметь при себе в пути египетского теста и остатков фарисейского и безбожного учения. Египтяне будут плакать, а нами да съестся агнец **«вечером»**, потому что при конце веков страдание Христово. И Христос, разрушая греховную тьму, вечером приобщает учеников таинству. **//Слова. Слово 45.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 12:1]] ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером** Христу надлежало принести жертву в конце дня для того, чтобы самым временем жертвы изобразить запад и вечер мира, как написано в Книге Исхода: **Тогда пусть заколет его все собрание сынов Израилевых вечером**, - и в Псалмах: //Воздеяние рук моих - как жертва вечерняя// [[old:ps:140:02|(Пс. 140:2)]]. А мы торжествуем Воскресение Господне утром. **//Послания.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером** См. Толкование на [[old:ish:12:02#prp_efrem_sirin|Исх. 12:2]] ===== Блаж. Августин ===== **и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером** Кого не интересовал вопрос, почему иудеи ответили из Писания на вопрос волхвов, где родился Христос, а сами вместе с ними не поклонились? Разве мы не видим этого также теперь, когда в самих таинствах, которыми побеждается их суровость, явлен Сам Христос, в Которого они не хотят верить. Разве, когда они убивают овцу и едят пасху, они не являют язычникам Христа, Которому сами они вместе с ними не покланяются? Разве это не то же самое, когда часто о пророческих свидетельствах, в которых Христос пророчествуется, некоторые люди высказывают свои сомнения: не христианами ли это написано, и поэтому говорит не о будущем, но о совершившемся? Мы обращаемся к иудейским рукописям, чтобы укрепить души сомневающихся: разве не так иудеи показывают язычникам Христа, Которого не хотят почитать вместе с язычниками? //**Проповеди.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером** Мы читаем в Книге Исход, что на четырнадцатый день закалается агнец. На четырнадцатый день закалается, когда наступает полнолуние и когда луна не имеет никакого ущерба в своем свечении. Итак, вы видите, что Христос закалается не иначе, как в совершенном и полном свете. **//Трактат на Псалмы.//** ---- Спрашивается также, почему агнец закалается не днем, но к вечеру, и причина ясна. Ведь Господь наш и Спаситель пострадал в завершение времен. Почему и Иоанн в своем Послании говорит: //Дети, последнее время// [[new:1in:02:18|(1 Ин. 2:18)]]. А когда наступает последний час, с окончанием дня начинается ночь. Но надо понимать и то, что, доколе мы пребываем в этом мире, то есть живем в Египте, мы пребываем не в ясном свете, но в потемках и тумане. И хотя Церковь - Луна как бы в ночи блистает [отраженным светом], однако мы не можем иметь совершенного сияния истинного солнца. //**Об исходе (накануне Пасхи).**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы. **И будет вам соблюдено (овча) даже до четвертогонадесять дне месяца сего: и заколют то все множество собора сынов Исраилевых к вечеру** **К вечеру**, т.е. при захождении солнца, с 14-го на 15-е число месяца авива, или в навечерие 15 числа (потому что Еврейские сутки считались с вечера), агнец должен быть заклан **всем собором сынов Израилевых**. Нет необходимости предполагать, что для сего весь Израильский народ должен был собраться в одно место, – напротив заклание должно происходить в каждом доме. Мысль Господня повеления та, что этот обряд повсюду должен был совершиться одновременно, вечером, в сумерки, при захождении солнца [[old:vtor:16:06|(Втор. 16:6)]]. Закалателями должны быть отцы семейств или старшие в каждом семействе. Это право, по мнению некоторых, удержано было за ними и в последствии, по устроении общественного богослужения, когда пасхальная жертва приносима была во дворе скинии и храма, в сем случае только нечистые отцы семейств не могли заклать агнца, и предоставляли это левитам [[old:2par:30:17|(2 Пар. 30:17)]]. //**Толкование на паремии из книги Исход**.// ===== Лопухин А.П. ===== **и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером** См. Толкование на [[old:ish:12:05#lopuxin_ap|Исх. 12:5]] [<10>]