[<10>] ====== Толкования на Исх. 12:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_vasilij_velikij|Исх. 12:1]] ===== Свт. Григорий Богослов ===== **не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями** Не **«вареный»**, но **«испеченный»**, чтобы у нас в слове не было ничего необдуманного и водянистого, и удобно-распускающегося, но чтобы оно было твердо и плотно, искушено огнем очистительным, свободно от всего грубого и излишнего, чтобы добрыми углями, воспламеняющими и очищающими нашу мысленную способность, помог нам Пришедший //«огонь низвести на землю»// [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]], которым истребляются худые навыки, и Поспешающий возжечь его. А что в слове плотского и питательного, пусть будет съедено и потреблено с внутренностями и сокровенностями ума, и подвергнуто духовному переварению – все до головы и до ног, то есть до первых умозрений о Божестве и до последних рассуждений о воплощении. **//Слова. Слово 45.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 12:1]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **не снесте от них сурово, ниже варено в воде, но печеное огнем, главу с ногами и со утробою** Воспитанники чистоты и ученики целомудрия, восхвалим устами, исполненными чистоты, Бога, родившегося от Девы. Удостоившись вкушать мяса духовного Агнца, вкусим от главы и от ног, под главою разумея Божество, а под ногами - человечество. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **не снесте от них сурово, ниже варено в воде, но печеное огнем, главу с ногами и со утробою** Евреи ели мясо агнца, **печеное огнем**, прообразовательно представляя таким вкушением великое таинство Божественного домостроительства и предварительно познавая Тело Агнца, Который неизреченно соединил в Себе огнь Божественной сущности с плотью, ныне нами вкушаемою и дарующею нам оставление грехов. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями** См. Толкование на [[old:ish:12:05#prp_nil_sinajskij|Исх. 12:5]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **не снесте от них сурово, ниже варено в воде, но печеное огнем, главу с ногами и со утробою** Голова агнца, как мне кажется, это то, о чем сказано в Евангелии от Иоанна: //В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1)]]. //Оно было в начале у Бога// [[new:in:01:02|(Ин. 1:2)]]. Ноги - это человеческое естество, которое Он соблаговолил принять нашего ради спасения. Но можно понимать и иначе: голова - это духовное понимание, ноги - простое повествование, близкое к истории, внутренности же - это то, что сокрыто внутри буквы, что не видится на поверхности, но, размельченное и пережеванное посредством тщательного исследования, выносится на всеобщее обозрение учеными мужами, и то, что считалось скверным и безобразным, то оказывается животворным. //**Об исходе (накануне Пасхи).**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы **Не снесте от них сурово, ниже варено в воде, но печеное огнем, главу с ногами и со утробою** См. Толкование на [[old:ish:12:08#ep_vissarion_nechaev|Исх. 12:8]] ===== Ориген ===== **не снесте от них сурово, ниже варено в воде, но печеное огнем, главу с ногами и со утробою** Итак, не следует есть сырым мясо агнца, как делают рабы буквы, наподобие бессловесных и диких животных, избирая участь диких зверей, в отличие от истинно разумных, называемых так из-за стремления понять духовный смысл слова. И нужно стремиться сырое [т.е. непонятное] Писания доводить до вареного состояния, а не принимать написанное влажным, сырым и вялым, как делают льстящие слуху и отвращающие его от истины - их объяснения учат небрежной и сырой жизни. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-13 **не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую** Объяснение последних слов ст. 11: //«это Пасха Господня//». Имеющий поразить всех первенцев в Египте от человека до скота и тем самым, поскольку некоторые породы последнего считались за богов, доказать бессилие их (//«произведу суд над богами египетскими»//), Господь пройдет мимо домов еврейских. Отсюда «песах», Пасха — прохождение мимо. [<10>]