[<10>] ====== Толкования на Исх. 12:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его** Словно приготовившись для торжественной процессии или для танца, они вышли с посохами, в обуви и с опресноками. Это, бывшее прежде, служило прообразом как бы с помощью теней - но теперь к нам приблизилась Истина, //образ Бога невидимого// [[/new:kol:01:15|(Кол. 1:15)]], Господь наш Иисус Христос, //Свет истинный// [[/new:in:01:09|(Ин. 1:9)]]. Он служит нам скипетром вместо посоха; Он - вместо опресноков - //Хлеб сошедший с небес// [[/new:in:06:41|(Ин. 6:41)]]; Он вместо обуви вооружил нас приготовлением Евангелия, и, если сказать кратко, через все это привел нас к Отцу Своему. И если враги теснят нас и преследуют, Он опять ободряет нас вместо Моисея и гораздо лучше, чем Моисей ободрил бы, говоря: «Дерзайте, Я победил лукавого». А потом, если, после того как мы перешли Чермное море, нас стала бы опять мучить жара или некая горечь вод вызвала бы в нас отвращение, и тогда Господь снова явился бы, делая нас причастниками Своей сладости и Своего источника живой воды, говоря: //Если кто жаждет, иди ко Мне и пей// [[/new:in:07:37|(Ин. 7:37)]]. //**Праздничные послания.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его** См. Толкование на [[old:ish:12:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Исх. 12:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его** Значением праздника объясняется его постоянное совершение за все то время, в течение которого будет сохранять свою силу ветхозаветный культ. Только в этом смысле Пасха — //«установление вечное»// (см. [[new:1kor:05:07|1 Кор. 5:7)]]. Подобно другим праздникам и установлениям, ветхозаветная Пасха является тенью, прообразом будущего [[new:kol:01:15|(Кол. 1:15–17)]]. В пасхальных постановлениях тень будущего прозревали еще ветхозаветные писатели. Грядущему Мессии они усвояли такие названия, которые, очевидно, заимствованы от пасхального агнца. Так, пророки Исайя и Иеремия уподобляют Его агнцу [[old:is:53:07|(Ис. 53:7]]; [[old:ier:11:19|Иер. 11:19)]], и в этом уподоблении новозаветные писатели видят ясное указание на Иисуса Христа [[new:act:08:32|(Деян. 8:32–35)]]. Сообразно с этим название агнца прилагается к Нему и в Новом Завете [[new:in:01:29|(Ин. 1:29]]; [[new:1pet:01:19|1 Пет. 1:19)]], а святой Иоанн Богослов, рассказывая, что воины не перебили голеней Христа, замечает: //«сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится»// [[new:in:19:33|(Ин. 19:33–36]]; [[old:ish:12:10|Исх. 12:10)]]. Более подробно раскрывают преобразовательное значение Пасхи отцы и учители Церкви. «Агнец, — говорит Кирилл Александрийский, — долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен к страданию за род человеческий». От пасхального агнца требовалось, чтобы он был совершен, без порока, мужеского пола, однолетен [[old:ish:12:05|(Исх. 12:5)]]. Все эти черты, по указанию отцов Церкви, ясно изображают Иисуса Христа. Совершенство агнца — совершенство Христа не только по божеству, но и по воспринятому естеству, которое помазано божеством. Непорочность агнца — непорочность Христа, потому что Он врачует от позора и недостатков и скверн: сам Он воспринял на Себя наши грехи и болезни, но сам не подвергся ничему требующему врачевания. Агнец берется единолетен, как солнце правды ([[old:mal:04:02|Мал. 4:2]]; Григорий Богослов). В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с великой Жертвой. И прежде всего время заклания совпало с временем распятия Христа. «Он (Моисей), — говорит святой Ириней, — знал и день страдания Его и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху». «В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте», замечает Ефрем Сирин. Кропление кровью пасхального агнца — образ нашего искупления кровью Христа (Кирилл Александрийский). «Вкушение пресных хлебов, по его словам, — указание на то, что сделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою не заквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни». Горькие травы — образ страданий, которые мы должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. [<10>]