[<10>] ====== Толкования на Исх. 12:23 ====== ===== Свт. Максим Туринский ===== **И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения** Сын Божий не нуждался в рождестве или в крещении, ведь Он не совершил греха, который был бы Ему прощен в крещении. Но Его уничижение - это наше величие, Его крест - это наша победа, Его шейные колодки - это наш триумф. Поэтому давайте действительно с радостью поднимем этот знак на наши плечи, понесем знамена побед, понесем на наших лбах это императорское знамя! Дьявол, видя этот знак на наших порогах, трепещет. И тот, кто не боится позолоченных храмов, боится креста, тот, кто презирает царские жезлы, пурпурные одежды и пиры царей, трепещет перед рубищем и постами христиан. //**Проповеди.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения** Он дан нам в знамение на челе, как Израилю - спасение. Ибо через него мы, верные, отличаемся от неверных и узнаемся. Он - щит, и оружие, и памятник победы над дьяволом. Он - печать, чтобы не коснулся нас истребляющий, как говорит Писание. //**Изложение веры.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения** //Образы чего суть в книге Исхода Моисей и Фараон,
 чего — Египет, и почему на одних наводились 
казни, а на других — нет? Кто есть губитель, что есть смерть первенцев, и почему в Писании говорится то возвести из Египта ([[old:lev:11:45|Лев. 11:45]]:
 LXX), то вывести ([[old:ish:03:12|Исх. 3:12]]; [[old:ish:06:26|6:26]]; [[old:ish:12:42|12:42]] и т. д.: LXX)?// Моисей есть образ благочестивых и цели, к которой они
 стремятся, фараон — нечестивых и присущей им цели. 
Насколько Моисей является послушным и податливым к
 запечатлению Божиих повелений, настолько фараон расположен к обратному. [Слово] **Египет**, с одной из точек зрения о нем, переводится как //помрачение//, понимается же как век сей. Географы говорят, что Египет — самая
 низменная область на всей земле. Потому в Писании
и говорится не только «вывел», но и «возвел»: имеется 
в виду выведение идущих от пристрастия плоти к Духу,
 возведение же — возносящихся от вещественного к умственному. Египтяне — это все сластолюбивые и любящие мир
ское, при том, что они прекрасны телом. Израильтяне же — это все боголюбивые и ненавидящие мирское. 
Для первых вода — это кровь, а для вторых вода — [собственно] вода по природе. Ведь поскольку вода питательна и животворна, то ясно, что для всякого, кто добывает
 средства к жизни несправедливостью, хищением и лихоимством и тем самым является убийцей тех, кого притесняет, — для того водой [является] кровь. Для всякого же, кто добывает средства к жизни праведным трудом — 
для такого вода [является] водой жизни. Первенцы египтян умерщвляются, поскольку косяки их [дверей] не помазаны кровью агнца. **Первенцы** 
же суть первые порождения и помышления ума, **косяки** [дверей] — чувства, **губитель** — диавол, который через посредство чувств приковывает душу к чувственно
му и умерщвляет в ней всякое Божественное движение.
 Первенцы же израильтян сохраняются помазанием кро
вью, то есть Божественные движения ума [сохраняются]
умерщвлением чувств. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения** Пусть будет довольно для твоего назидания собрать это, как малые цветы с прекраснейшего луга Священных Писаний, чтобы затворил ты опочивальню сердца и частым совершением знамения защитил чело твое, дабы опустошитель Египта не нашел в тебе места, но первородное, - то, что погибло у египтян, - сохранялось в уме твоем, и ты сказал вместе с пророком: //Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое; буду петь и славить// [[/old:ps:056:08|(Пс. 56:8)]]. //**Послания.**// ===== Ориген ===== **И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения** Есть ли в Моисеевом Исходе какой другой губитель, чем тот, кто является виновником гибели для тех, кто повинуется ему и не сопротивляется его злобе, и не противоборствует? //**Против Цельса.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения** В [[old:ish:11:04|Исх. 11:4]] поражающем первенцев египетских //«язвою губительною»// [[old:ish:12:13|(Исх. 12:13)]] представляется сам Всевышний. Между тем и 23 ст. от него отличается, как орудие казни, особый губитель. (В [[old:ish:12:13|12:13]], [[old:ish:12:23|23, 29]] говорится – //когда буду поражать землю египетскую, поразил землю, поразил Египет.// Нет однозначного указания, что Господь САМ поражал людей. Если он будет вести ангелов, совершающих возмездие – это не значит, что он САМ будет убивать людей. Во многих местах Священного Писания всегда Ангелы сопутствуют Богу — ведут, помогают, разговаривают от имени Бога. Это подтверждает и следующее ниже мнение святых отцов. //Прим. ред//.) По словам некоторых учителей Церкви — Иустина, Оригена и блаженного Августина, это были злые Ангелы, указание на что дается в [[old:ps:077:49|Пс. 77:49]]; Василий Великий, Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит разумеют под «губителем» доброго Ангела; Таргум, согласно замечанию книги Премудрости Соломоновой [[old:prs:18:15|(Прем. 18:15)]], видит в губителе непосредственное, чрезвычайное действие слова Божия («мемра», по Таргуму). Одни из новейших экзегетов отождествляют это слово с Ангелом Всевышнего, другие видят в губителе простого Ангела, что представляется более естественным (ср. [[old:2ts:24;16|2 Цар. 24:16]]; [[old:is:37:36|Ис. 37:36)]]. [<10>]