[<10>] ====== Толкования на Исх. 12:51 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== VI. Паримия на праздник Сретения (Исх. 12:51, 13:2–3, 10–12, 14–16). В сей паримии излагается заповедь Божия об освящении первородных, с присовокуплением из книг Левит и Числ заповедей Божиих об очищении родильницы и замене первородных левитами. 12:51, 13:2 **Глагола Господь к Моисею в день он, в оньже изведе сыны Израилевы от земли Египетския, глаголяй: освяти Мне всякого первенца перворожденного, разверзающего всякая ложесна в сынех Израилевых** В то время, когда Евреи по заповеди Божией, вкушали пасхальную жертву, Ангел-губитель прошел землю Египетскую и поразил смертию всех **первородных** Египетских мужеского пола, от **первенца** фараонова до **первенца** узника, заключенного в темнице, и всех **первородных** от скота, пощадив **первородных** в домах Еврейских, отмеченных кровию пасхального агнца, намазанною на дверях. По всему Египту разносились вопли скорби и ужаса. Фараон и Египтяне, дотоле упорствовавшие в желании не отпускать Евреев, так поражены были этою казнью, что стали понуждать Евреев немедленно выходить из Египта и с охотою дарили им драгоценные вещи, желая поскорее выпроводить их. Израильтяне, уже заблаговременно приготовленные к этому, немедленно, в числе шестисот тысяч человек, кроме жен и детей, собрались в главном городе земли Гесемкой Рамессе, и отсюда в военном порядке двинулись по направлению к Чермному морю. На сем пути первым станом их был //«Сокхоф»//, город, или местечко, «Кущей», так называемое от дорожных палаток, в которых Евреи расположились здесь. Это происходило в 15 день первого вновь установленного церковного месяца «авив» [[old:chis:33:05|(Числ. 33:5)]]. В тот же день, когда Евреи еще стояли в Сокхофе, Господь для того, чтобы увековечить в памяти народа избавление его **первенцев** от Ангела-губителя, имевшее последствием окончание Египетского рабства, поспешил обнародовать закон об освящении **первородных**. Он сказал Моисею: **«Освяти Мне всякого первенца перворожденного, разверзающего всякая ложесна в сынех Исраилевых»**. **Освяти Мне**, т.е. объяви сынам Израилевым, чтобы они посвящали Мне, отделяли для Меня на священное, в честь Мою, употребление. Господь повелевает освятить **первенцев в сынех Исраилевых**, т.е. принадлежащих Израильскому народу, от человека до скота (как сказано в Библии), **разверзающих ложесна**, следственно, **первенцев** не отца, который мог иметь старшего по рождению сына от вдовы или одной из двух жен, но матери, впервые разрешающейся от бремени, и притом **первенцев** одного мужеского пола. **Первенцы** отца, начатки силы отца [[old:gen:49:03|(Быт. 49:3)]], хотя бы родились от нелюбимой отцем матери, имели преимущество пред братьями в наследстве и в чести им принадлежала сугубая часть наследства и власть над братьями по смерти отца [[old:gen:47:28|(Быт. 47:28–29]]; [[old:vtor:21:15|Втор. 21:15–17)]], но в посвящении Богу имели преимущество **первенцы** матери, если в тоже время они не были **первенцами** отца, так что, если у кого были две жены, **первенцы** от обеих должны быть посвящены Богу. В чем именно состояло священное назначение **первородных**, увидим после. **//Толкование на паремии из книги Исход.//** [<10>]